Толкования на Лк. 11:34

Блж. Феофилакт Болгарский

Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно

См. Толкование на Лк. 11:33

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 34-36 Светилник телу есть око: егда убо око твое просто будет, все тело твое светло будет: егда же лукаво будет, и тело твое темно: блюди убо, еда свет, иже в тебе, тма есть. Аще бо тело твое все светло, не имый некия части темны, будет светло все, якоже егда светилник блистанием прсвещает тя

Приточное изречение о светильнике, подобно как и о свече (Лк.11:33), по Матфею, произнесено Господом во время нагорной проповеди (Мф. 6:22-23). Несомненно, что И. Христос, подобно изречению о свече и другим изречениям, здесь в беседе с фарисеями повторил его. Общий смысл сего изречения следующий: глаза у нас служат светильником для всего нашего тела. Если они у нас здоровы, то ясно видят предметы, и тогда все тело наше, осматриваемое ими, будет чисто, – заметив нечистое, мы смоем, сотрем, – и безопасно, – ходя, мы не спотыкаемся. Если же глаза наши нездоровы и видят слабо, то и тело наше не будет все чисто и безопасно.

Подобным образом светильником для души бывает ум (Злат, и Феоф.). Посему, если ум наш светел, т. е. правильно понимает истины веры и правила закона, то будет просвещать и всю душу со всеми ее действиями, будет направлять их к соблюдению веры и исполнению закона для спасения. Если он темен, т. е. неправильно понимает истину и закон, то ослепит и всю душу, со всеми ее действиями: тогда станет считать и ложное истинным и порочное добродетельным и будет водиться не законом Евангелия, а своими желаниями и страстями. Опытно подтверждают эти слова Христовы язычники, которые, в помрачении ума, вместо истинного Бога, кланялись идолам: пороки, например, мщение, пьянство, распутство, считали добродетелями.

Под светильником души можно разуметь и совесть. Если совесть наша чиста, то и вся деятельность наша бывает чистою; а если совесть наша помрачилась, то и вся деятельность наша будет нечистою. Пример на это – люди, имеющие добрую совесть, и люди, как говорится, потерявшие совесть (Толк, воскр. и праздн. Еванг. Б-ва). По отношению же к фарисеям и законникам, в беседе с которыми Господь высказал это изречение и которые имели превратные и богохульные суждения о Нем, оно имеет тот же смысл, что и изречение о свече (Лк. 11:33), – т. е. что они помрачили свой ум и потому имеют неправильное понятие о Господе и Его учении. В дальнейших словах: Если же (аще бо) тело твое светло и пр. Господь только поясняет вышесказанное Свое изречение: светильник телу и др.

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно

См. Толкование на Лк. 11:33