Толкования на Лк. 11:38

Блж. Феофилакт Болгарский

Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл рук перед обедом

См. Толкование на Лк. 11:37

Прот. Иоанн Бухарев

Фарисей же видев дивися, яко не прежде крестися прежде обеда

Обычай умывать руки пред обедом соблюдался у иудеев по так называемому преданию старцев. Они верили, что Моисей будто бы получил два закона на Синае, один – записанный в его книгах, а другой, незаписанный, – в предании, который переходил из уст в уста от родителей к детям; и что Моисей пред своею смертию передал этот незаписанный закон Иисусу Навину, он же передал судьям, судьи – пророкам и т. д., пока впоследствии не записали его в Талмуде. Предание это называлось у них преданием старцев, т. е. древних предков, и, значит, предание древнее и потому обязательное. Предание касалось разных мелочей, но иудеи, по внушению фарисеев, придавали ему большую важность, чем самым постановлениям Писания, так что нередко бывало, что предание сохраняли, а писание нарушали. Таково напр, было предание относительно умовения рук пред вкушением пищи. Этим преданием, конечно, имели в виду соблюсти чистоту и опрятность; оно, вероятно, и произошло оттого, что на Востоке обыкновенно не употребляли ложек, вилок и пр., а брали кушанья рукою из общего блюда. И это дело, конечно, – похвальное; но евреи делали из сего обычая религиозный предрассудок, и соблюдение его соединяли с различными мелочными правилами, напр, о количестве воды, о числе омовений и т. п., предрассудок, который не соблюдал и нередко обличал Иисус Христос (Мф. 15:1-11, гл.23 почти все – обличающее разные предрассудки). Фарисей удивился, что Иисус Христос не умыл рук пред обедом еще более потому, что Он только пред тем был среди народа, прикосновение к которому, по мнению фарисеев, считалось нечистым и требовало омовения (Мих.).

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл рук перед обедом

Фарисей, вероятно, в душе своей удивился тому, что Христос, только что приходивший в соприкосновение с народом и изгонявший беса, не совершил, садясь за обед, обычного омовения (ср. Мк.7:2).