Толкования на Лк. 11:39

Прав. Иоанн Кронштадтский

Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства

Как много и ныне есть людей, у которых наружная сторона чиста и гладка, но которые внутри полны грабительства и лукавства. Безумцы, зачем вы оставляете в пренебрежении внутреннюю, существеннейшую сторону? Разве и этой последней не один и тот же Творец с первою? Но из имения вашего дайте милостыню, и все у вас будет чисто.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феофилакт Болгарский

Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства

См. Толкование на Лк. 11:37

Прот. Иоанн Бухарев

Рече же Господь к нему: ныне вы, фарисее, внешняя сткляницы и блюда очищаете, внутреннее же ваше полно грабления есть и лукавства

Эти и затем дальнейшие обличительные изречения на фарисеев очень сходны с приведенными Матфеем в целой, посвященной исключительно обличению фарисейских предрассудков, речи, которая была сказана Господом незадолго до Своих страданий (Мф. гл.23).

Евангел. Матфей не говорит об обеде у фарисея, но Господь, Который часто обличал фарисеев, по всей вероятности, при подобных обстоятельствах, нередко повторял Свои изречения против них, как напр, повторил об обеде. Также вероятно и то, – трактует епископ Михаил, – что ев. Лука, не сообщающий речи Спасителя против фарисеев, которая помещена у Матфея, заимствовал из нее некоторые изречения и вложил их в уста Господа при обличении Им фарисеев за обедом у одного из них, о котором он повествует. Ныне, – в смысле вот. У еванг. Матфея сказано так: вы очищаете внешность чаши и блюда, между тем, как внутри они полны хищения и неправды (Мф. 23:25). Это значит, что фарисеи, боясь, чтобы как-нибудь не сделаться нечистыми от прикосновения к чему-либо нечистому, даже очень заботились об чистоте посуды при столе и еще придавали сему религиозное значение; тогда как эта посуда внутри была наполнена яствами и питиями, которые у них были добыты неправедным способом – обманом, хищением и лицемерием. Потому еванг. Лука в противоположение внешности чаш и блюд прямо ставит внутреннее душевное состояние фарисеев.

У еванг. Матфея тут прибавлено: фарисей слепой! очисть прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их (Мф. 23:26), т. е. сделай так, чтобы пища в блюде твоем и питье в чаше твоей были приобретены честным образом; тогда, и только тогда можешь достигнуть и того, что и внешность блюда и чаши будет действительно чистою: иначе и при внешней чистоте они не будут действительно чистыми внутренне, т. е. нравственно. В словах по Матфею св. Златоуст разумеет очищение тела и души – под внешностью разумеет тело, а под внутренностью душу, и говорит, что если в блюде важно внутреннее, то тем более в нас самих. «Ты стараешься сделать благолепною внешность сосуда, т. е. внешность твоего существа, поучает блаж. Феофилакт, а между тем внутренность твоя полна всякой нечистоты: ибо ты хищник, творишь неправду. Омой внутреннее, т. е. очисть душу от всего этого, дабы от чистоты душевной и внешность человеческая была чиста и светла.

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства

Господь начинает здесь обличать фарисеев в ложном благочестии, повторяя то же, что, по Евангелию от Матфея, он высказал в Своей речи против фарисеев в Иерусалиме (Мф.23). Можно полагать, что евангелист Лука только приурочил к этому обеду данные обличения. На самом деле едва ли возможно допустить, чтобы Господь обратился с ними к хозяину дома и его друзьям: настоящее их место именно там, где они находятся у евангелиста Матфея.

«Ныне вы», т. е.: «вот, вы!»

«А внутренность ваша». У Матфея это выражено несколько иное (Мф.23:25). Там сравнивается внешность и внутреннее содержание чаши и блюда, а здесь – внешняя чистота сосудов и внутренняя нечистота пьющих и вкушающих из них.