Толкования на Лк. 11:50

Блж. Феофилакт Болгарский

да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира

См. Толкование на Лк. 11:42

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 50-51 да взыщется кровь всех пророк, проливаемая от сложения мира, от рода сего, от крове Авеля даже до крове Захарии, погибшаго между олтарем и храмом: ей, глаголю вам, взыщется от рода сего

Здесь Господь высказывает, что не только книжники и фарисеи, но и вообще весь еврейский народ будут наказаны за невинно проливаемую ими кровь – кровь Его Самого, которую они скоро прольют, и кровь всех пророков и праведников, пролитую прежде. «Если Господь грозит современному Ему роду иудейскому наказанием за всю, неповинно пролитую отцами их, кровь, читаем в толковом Евангелии преосвящ. Михаила, это значит, что сей современный Христу род сам по себе достоин наказания, что и действительно, ибо он совершил величайшее из всех преступлений – убиение Мессии».

От крове Авеля до крове Захарии, погибшаго (убитого) между храмом и алтарем (жертвенником). Господь указывает на эти два убийства, потому что они были примечательнейшие и составляли первое и последнее убиение праведников, о коем упоминается в исторических книгах ветхого завета. Кто был этот Захария? Это, по мнению большинства толкователей, – священник, который, за обличение царя Иоаса, по его повелению, побит был камнями в храме (2 Пар. 24:21). Некоторые из древних свв. толкователей, каковы Василий Великий, Григорий Богослов и др., полагают, что то был Захария, отец Предтечи Христова Иоанна. По одному преданию, иудеи убили сего св. старца за то, что он поставил пресв. Деву Марию на месте дев после того, как Она родила Иисуса Христа, в 40-й день по Его рождении; по другому преданию, он убит во время избиения младенцев в Вифлееме Иродом за то, что не выдал своего сына. Некоторые же полагают, что первое обстоятельство возбудило против него священников и фарисеев, и те искали случая погубить его, и вот таким случаем послужило то, что когда посланные Иродом требовали от него, чтобы он указал, где находится сын его Иоанн и он отказался незнанием, тогда его убили (Прот. Вишняков).

Убиение сего Захарии самими иудейскими писателями поставляется одною из главных причин Божия наказания, постигшего народ иудейский при разрушении Иерусалима (Иннок.) Взыщется от рода сего, по Матфею, все сие придет на род сей (Мф. 23:36). Здесь говорится о наказании Божием за невинно пролитую кровь. Разрушение Иерусалима, случившееся 36 лет спустя после сего предсказания, рассеяние иудейского народа и ужасные бедствия его при этом были точным исполнением пророчества Христова.

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Ст. 50-51 да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира, от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего

См. Толкование на Мф.23:35.