Толкования на Лк. 12:10

Прп. Исихий Иерусалимский

Недоумение IX. Почему Матфей и Лука передают слова Господа, что грех против Сына Человеческого отпустится, а против Духа Святого не отпустится (Мф. 12:32; Лк. 12:10), тогда как Господь говорил о Духе Святом «что от Моего возьмёт и возвестит вам» (Ин. 16:14)?

Разъяснение см. Мф. 12:32

Прп. Максим Исповедник

И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится

См. Толкование на Мф. 12:31

Блж. Феофилакт Болгарский

И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится

См. Толкование на Лк. 12:8

Еп. Михаил (Лузин)

И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится

Cм. прим. к Мф. 12:32.

Толковое Евангелие.

Прот. Иоанн Бухарев

И всяк иже речет слово на Сына Человеческаго, оставится ему: а на Святаго Духа хулившему не оставится

Это изречение также есть у еванг. Матфея (Мф. 12:31 и дал.) и Марка (Мк. 3:28 и дал.). Здесь Господь говорит, как тяжко грешат фарисеи, сами не веря и других отвлекая от веры в Него. У еванг. Матфея здесь прибавлено: всякий грех и хула простятся человеку. Хула т.е. поругание священных предметов. Грех и хула простятся, само собою понятно, в том случае, когда грешник раскается в грехе и хуле (Ис. 1:18; Ин. 1:7); если же не раскается, то и не получит прощения.

Иже речет (кто скажет) слово на Сына Человеческого, оставится (прощено будет). На Сына человеческого – против Самого Иисуса Христа (чит. выше). Т.е. если кто будет говорить что против Иисуса Христа, колеблясь признать Его за Мессию, как напр, иудеи соблазнялись Его происхождением из Назарета (Ин. 1:46;7:52) и уничиженною жизнию, напр., что Он обращается среди мытарей и грешников, ест и пьет с ними – этот грех прощен будет, потому что это грех заблуждения, недоразумения, неведения, и в этом грехе легко раскаяться, так как заблуждения и недоразумения могут рассеяться, неведение замениться познанием и верою.

А на Духа Святого хулившему, т.е. тому, кто покажет неверие, ожесточение, или, что то же, произнесет хулу против Духа Святого, это не простится, у Матфея, ни в сей век, ни в будущий, т.е. ни до второго пришествия Христова и страшного всемирного суда, ни после, в вечности. Хула на Духа Святого, это – упорное сопротивление очевидной истине (Деян. 7:51), отрицание самых очевидных действий Св. Духа, напр., чудес, и злобное оскорбление Его, когда, напр., самые видимые действия Духа Святого, напр, в изгнании бесов Иисусом Христом, приписываются злому духу – сатане, вельзевулу (чит. в объясн. Лк. 11:15), а это свидетельствует о крайнем неверии и ожесточении сердца. Так хулили Духа Святого фарисеи, не хотевшие верить чудесам Христовым, совершавшимся силою Святого Духа, и объяснявшие их силою злого духа.

Не простится (не оставится) этот грех потому, что нравственное состояние людей, имеющих его, таково, что они теряют всякую возможность раскаяния и вместе с тем восприятия обновляющей и спасающей благодати Духа Святого, они таким образом приходят в состояние нераскаянных демонов. Они сами гонят от себя прочь благодать Духа Св. (Быт. 6:3), и покаяние чрез это становится для них невозможным: ибо насильно Бог не спасает никого. Неверующие обыкновенно не сознают и самой нужды в покаянии.

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится

(См. Мф.12:31).

От исповедников Христа речь переходит к неверующим во Христа, которые будут говорить против Сына Человеческого, а от этих — к хулителям Святого Духа.

Толковая Библия.