Толкования на Лк. 12:15

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения

См. Толкование на Лк. 12:13 ; Лк. 12:14

Свт. Иустин (Полянский)

При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения

О нестяжательности.

Сия заповедь пояснена Господом притчею о богатом человеке, у которого был хороший урожай, и он располагался на лета многие жить в свое удовольствие: пить, есть, веселиться по вся дни светло; но в заботах своих о собрании богатого урожая и хранении его внезапно умер, и справедливо назван от Господа безумным.

Заповеди Господа и Бога нашего Иисуса Христа.

Прав. Иоанн Кронштадтский

При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения

Не в богатстве состоит жизнь наша: не тот живет, кто богат, а тот, кто пользуется малым с благодарностию Богу.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феофилакт Болгарский

При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения

См. Толкование на Лк. 12:13

Прот. Иоанн Бухарев

Рече же к ним: блюдите и хранитеся от лихоимства: яко не от избытка кому живот его есть от имения его

Просьба человека о разделе имения представила Иисусу Христу благоприятный случай извлечь отсюда нравоучение для Своих слушателей, и Он так и поступает. Лихоимство или любостяжание, это – страсть к приобретению имений, богатства для наслаждения благами мира, любовь к богатству. Эта страсть прямо запрещается 8-ю и 10-ю заповедями закона Божия (Исх.20:15-17). Она весьма вредна в нравственном отношении, ведет к забвению Бога и ближнего. И Господь не раз поучал, как богатство опасно в деле спасения (Мф. 19:21; Мк. 10:21 и др.).

Поэтому Он и теперь внушает беречься любостяжания. Господь указывает при этом и одну из причин, хотя и не духовных, по которой должно делать это. Он говорит: жизнь человека не зависит от изобилия имения его (не от избытка кому живот есть от имения его), т.е. богатство не может продлить нашу жизнь, – это вполне зависит от воли Божией (чит. ниже Лк. 12:20).

С другой стороны, так как слово жизнь употребляется и в смысле благоденствия, счастия, то сказанные слова Христовы могут иметь и следующий смысл: благоденствие или счастие человека не зависит от богатства; и богатые могут быть несчастливы и не обладающие богатством наслаждаются счастием в жизни. «Все корыстолюбцы, пишет один из духов. писателей (Берсье), сходятся в одном общем стремлении – видеть жизнь свою в своем имуществе. Но истинная жизнь заключается не в этом. Истинная жизнь прежде всего в душе, а не в обладаемых благах. Дайте невежде богатейшую библиотеку в мире, посадите больного за самый роскошный обед, окружите истощенное, высохшее, пресыщенное сердце самыми чистыми наслаждениями чувства, и вы получите осязательнейшее доказательство, что жизнь заключается не в обладаемых благах».

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения

Господь указывает на то, что побуждением к высказанной «человеком» просьбе было любостяжание – жадность, и при этом убеждает бояться этого чувства.

«Ибо жизнь». Какая жизнь? Обыкновенная физическая жизнь или жизнь вечная? Из 20-го стиха видно, что здесь может подразумеваться только первая – простое существование, продолжительность которого не зависит от того, сколько кто сумел накопить себе богатства: Бог неожиданно полагает конец жизни человека богатого и продолжает жизнь бедняка.