Толкования на Лк. 12:21

Свт. Григорий Палама

Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет

См. Толкование на Лк. 12:20

Свт. Филарет (Дроздов)

Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет

Тако собирая себе, а не в Бога богатея

… что значит богатеть в Бога? Правило сие по первому виду не так ясно, как противоположная ему неправильность — собирать себе. Собирают себе в житницу, в кладовую, в пазуху; но как богатеть в Бога, Который не берет земного, вещественного богатства к Себе на небо и не имеет в оном нужды?

Для кратчайшего изъяснения правила богатеть в Бога скорее всего можно указать на близкий пример: Богу во храм, на его созидание или на обновление, или на содержание его в потребном благоустройстве и в приличном благолепии, иной приносит часть богатства своего, а иной посвящает бескорыстный труд, который есть также собственность, нередко высоко ценимая между людьми, и первоначальное богатство, посредством которого делаются богатыми небогатые. Что ж, отдающие таким образом свое богатство и свой труд Богу беднеют ли, или богатеют? Словом Господним говорю: богатеют, как потому, что сим образом благословляется прочее их богатство, честно приобретенное, и благонамеренный труд, так и потому, что принесенное ими не перестает быть их достоянием, поелику Богу присвоять оное не нужно, не теряется, поелику похитить у Бога не можно, а сохраняется в невредимой пред очами Божиими целости, для их будущего воздаяния. Вот один из способов богатеть в Бога.

Другой способ богатеть в Бога Сам Иисус Христос излагает в следующих словах: продадите имения ваши и дадите милостыню, сотворите себе влагалища неветшающа, сокровище неоскудеемо на небесех (Лк. 12:33). Если мысль твоя не успокаивается на одном простом доверии к верному и непогрешительному слову и желает еще объяснения, как может поданное тобою нищему очутиться в сокровищнице небесной, — и сие изъясняет тебе Господь другим Своим изречением: понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе (Мф. 25:40). На сии слова, написанные в Евангелии, ты можешь смотреть как на заемное письмо, которым Господь признал Себя должным тебе во всем, что ты подал или что благотворительно сделал нуждающемуся ближнему. Обладатель мира, без сомнения, не имел нужды в сем ничтожном займе, не только для Себя, но и для тех, для которых делает оный; но такова дивная благость Его, что Он уничижает Себя до образа должника твоего, чтобы привлечь тебя к благотворению и чрез благотворение к блаженству; Он занимает у тебя безделицы, прах, тлен, которое ты называешь земными благами, чтобы иметь случай без оскорбления Своего правосудия платить тебе истинным благом, нетлением, блаженством, с такою лихвою, которой ты никогда исчислить не возможешь.

«Слова и речи». 115. Слово в неделю двадцать шестую по Пятидесятнице. (Напечатано в собраниях 1844 и 1848 гг.) 1834 год

Прав. Иоанн Кронштадтский

Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет

Смертные! Ради блага своей души богатейте вы в Бога, а не в себя, потому что это себя, или я, – сама очень ничтожная вещь: его, как паука, сейчас могут извлечь из гнезда для того, чтобы он не ткал больше себе паутины прелестных, гибнущих, разрушающихся благ.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феофилакт Болгарский

Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет

См. Толкование на Лк. 12:16

Прот. Иоанн Бухарев

Тако собираяй себе, а не в Бога богатея

В этих словах показывается самое значение притчи. Что произошло с богачем, указанным в притче, то может случиться со всяким, кто очень привязан к земному, – собирает и умножает богатство, надеется на него и расточает его на свои удовольствия (собирает сокровища для себя), а не старается богатет в Бога. Как можно богатеть в Бога? Это так объясняет святитель Филарет (Моск.): «Богу в храм, на его созидание или на обновление, или на содержание его в потребном благоустройстве и в приличном благолепии, иной приносит часть своего богатства, а иной посвящает бескорыстный труд. Сии богатеют как потому, что сим образом благословляется прочее их богатство, честно преобретенное, и благонамеренный труд, так и потому, что принесенное ими не перестает быть их достоянием, поелику Богу присвоять оное не нужно, не теряется, потому что похитить у Бога не можно, а сохраняется в невредимой пред очами Божиими целости для их будущего воздаяния.

Другой способ богатеть в Бога. Сам Иисус Христос излагает в следующих словах: продадите имения ваша и дадите милостыню, сотворите, себе влагалища неветшающа, сокровище неоскудеемо на небесах. (Лк. 12:33). Если мысль твоя желает объяснения, как может поданное тобою нищему очутиться в сокровищнице небесной, и сие изъясняет тебе Господь другим Своим изречением: Понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе (Мф. 25:40). На сии слова, написанные в Евангелии, ты можешь смотреть, как на заемное письмо, которым Господь признал Себя должным тебе во всем, что ты подал, или что благотворительно сделал нуждающемуся ближнему. Обладатель мира, без сомнения, не имеет нужды в сем ничтожном займе не только для Себя, но и для тех, для которых делает оный; но такова дивная благость Его, что Он уничижает Себя до образа должника твоего, чтобы привлечь тебя к благотворению и чрез благотворение к блаженству, Он занимает у тебя безделицы, прах, тлен, которые ты называешь земными благами, чтобы иметь случай, без оскоробления Своего правосудия, платить тебе истинным благом, нетлением, блаженством с такою лихвою, которой ты никогда исчислить не возможешь. И еще в ветхозаветное время сказано Духом Святым: милуяй нища взаим дает Богови (Притч. 19:17).

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет

См. Толкование на Лк. 12:16