Толкования на Лк. 13:2

Прп. Марк Подвижник

Осуждаемся мы не за множество зол, но за то, что не хотим покаяться и познать чудеса Христовы, как свидетельствует Сама Истина. Мните ли, — говорит Она, — яко Галилеане сии, ихже кровь смеси Пилат с жертвами их, грешнейши бяху паче всех человек, иже на земли? Ни, глаголю вам: но аще не покаетеся, такожде погибнете. Или они осмьнадесяте, на нихже паде столп Силоамский и поби их, мните ли, яко грешнейши бяху паче всех человек, живущих во Иерусалиме? Ни, глаголю вам: но аще не покаетеся, такожде погибнете. Видишь ли, что осуждаемся за непокаяние.

Блж. Феофилакт Болгарский

Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали

См. Толкование на Лк. 13:1

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 2-3 И отвещав Иисус рече им: мните ли, яко Галилеане сии грешнейши паче всех Галилеан бяху, яко тако пострадаша? Ни, глаголю вам: но аще не покаетеся, вси такожде погибнете

Думаете ли (мните ли) вы и пр. Сообщавшие об избиении галилеян, по всей вероятности, думали, что несчастная смерть их была наказанием от Бога за их особенную пред другими греховность. Иисус Христос не отвергает того, что Бог нередко карает людей бедствиями за грехи, и что убитые галилеяне грешны, но не утверждает и того, что они были грешнее прочих, не пострадавших, и при этом вразумляет, что из чувства любви и сострадания не следует так строго судить о своих ближних, как бы похваляя себя, – что если они сами не пострадали так, значит, они праведнее пострадавших: нет, говорю вам, они нисколько не грешнее вас. И вы сами такие же грешники, как и те, и вы также погибнете, если не покаетесь, т. е. вообще навлечете на себя гнев Божий; в частности, толкователи здесь видят намек со стороны Господа на суд Божий над всем Еврейским народом, который имел совершиться в разрушении Иерусалима и разорении Палестины при Тите в 70 году по Р. Хр. Тогда погибло множество иудеев в Иерусалиме, разрушен был и храм, где приносились жертвы (см. Мф. гл. 24). Такому объяснению благоприятствует и высказанная Иисусом Христом вслед за тем, притча о бесплодной смоковнице» (Мих.).

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали

Вопрос Господа вызван, вероятно, тем обстоятельством, что те, кто принес Ему весть о погибели галилеян, склонны были видеть в этой страшной погибели наказание Божие за какие-либо особенные грехи, совершенные погибшими.

«Были» – правильнее: стали, сделались (ἐγένοντο) или наказали себя именно через свою погибель.