Толкования на Лк. 13:11

Свт. Феолипт Филадельфийский

Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться

Потому Евангелист называет женщину скорченной, что вместе с душой, тяготеющей к наслаждениям плоти, и тело, вопреки своему прямому положению, стало также склоняться вниз к земле. Ведь тело претерпело то же самое, что раньше претерпела душа, чтобы душа смогла, исходя из видимой немощи тела, почувствовать [свою] незримую болезнь. Душа благорасположилась к плоти, и тело склонилось к земле; связь души с телом породила наслаждение, а скорченность тела и [тяготение его] к земле произвели на свет муку: как душа и тело совместно наслаждались, так они вместе и мучились. Соответствуют этому и слова Исаии: И преклонися человек, и смирися муж (Ис 2:9). Приклонился ум, [проис­шедший] свыше и рождённый, чтобы устремлять взор свой горе, а также предназначенный для того, чтобы вместе с собой вознести вверх и тяжеловесное бремя тела, пребывающего долу; а смирилось тело – согбенное и склонившееся к земле. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? (Мф 6:23). Свидетельствует [о правильности] сказанного и количество времени наказания: ведь женщина пребывала в узах сатаны восемнадцать лет, не утруждаясь ни в делании заповедей, обозначаемым числом десять, и не прилагая попечения о будущем веке, на которое намекает число восемь. Можно соотнести с этим и сказанное пророком Давидом: Преклонится и падет, внегда ему обладати убогими (Пс 9:31). [Человек] преклонится мыслью вследствие дружбы с тем, что принадлежит веку настоящему, а вместе [с мыслью его] преклонится также и тело вследствие неделания добра. Причина [этого] заключается в том, что преклонившийся вместе [с душой] ум, обладающий властью [над ней], восстаёт вследствие [своей страстной] любви к плоти против заповедей Того, Кто обнищал ради воспринятой от нас плоти, чтобы мы обогатились Божеством воспринявшего [наше естество] Христа.

Сама же женщина является образом тех из иудеев, которые веруют во Христа. Ибо уверовавшие из них были до Пришествия [во плоти] Христа скорченными и мыслью, и сгибались [под игом] дел, исполняемых в соответствии с законом [Моисея]; а будучи привержены к букве [Писания] и следуя телесному закону, они были не в силах устремлять взор свой горе к духу [закона]. Когда Тот, Кто пребывал горе, оказался долу, чтобы дольнее сочетать с горним, и когда истинный Свет засиял для пребывающих на земле, разгоняя прообразы и тени и являя зрелую красоту духа, – тогда те, которые не были скованы узами зависти и которые не притупили зрение души мглой буквы, притекли ко Христу. Ибо подобно скорченной освобождаются они властью Христовой от немощи закона, сковывающего Израиль восемнадцать лет; иносказательно понимаемое, [это число означает следующее]: восемь – обрезание на восьмой день (Быт 17:9–14), а десять – десятый день, в который брался агнец в жертвоприношение для празднования Пасхи (Исх 12:1–14). Они, разумеется, [теперь] привязаны ко Христу, Который через крещение обрезывает всякий грех и через Крест приносит Себя в жертву за нас, удаляя грех от [всего] мира. Ибо от таинства Домостроительства по Христу и от того, что невероятным образом было совершено Им, они познали следующее: символы закона и возвещания пророков осуществляются во Христе. Кроме того, [эти иудеи познали, что] закон буквы немоществует по сравнению с совершенством, а совершенство и исполнение закона есть Сам Христос, ведь Он говорит: Я пришел не нарушить, но исполнить закон (Мф 5:17). Поэтому они, оставив телесный закон как [своего] детоводителя, достигли Законоположника и буквы, и духа, став причастниками духовного закона.

Увещевания. Духовное толкование чуда [исцеления] скорченной женщины, возводящее к таинству наилучшего образа жизни.

Прп. Максим Исповедник

Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться

Что в Евангелии означает женщина, которая была скорчена восемнадцать лет?

Посредством скорченной женщины обозначается душа,тремя своими силами привязанная к чувственному. Ведь если число шесть — ибо за шесть дней был приведен к бытию чувственный мир — помножить на три, то получится восемнадцать. Если эта душа посредством покаяния придет к Слову и Богу, то сделается здоровой — не согбенной более к земному, а рассматривающей небесную красоту.

Вопросы и затруднения.


<…> скрюченная женщина есть естество или душа, которые через прельщения диавола склоняют к материи всю силу духовного делания.

Вопросоответы к Фалассию.

Блж. Феофилакт Болгарский

Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться

См. Толкование на Лк. 13:10

Прот. Иоанн Бухарев

и се, жена бе имущи дух недужен лет осмьнадесять, и бе сляка и не могущи восклонитися отнюд

См. Толкование на Лк. 13:10

Лопухин А.П.

Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться

См. Толкование на Лк. 13:10