Толкования на Лк. 13:32

Прп. Исихий Иерусалимский

Недоумение XXV. Почему Лука пишет, что Господь сказал иудеям: «Не увидите Меня отныне, доколе не скажете: благословен Грядущий во имя Господне!» (Мф. 23:39; Лк. 13:35), [хотя] написал, что гораздо более долгое время [ещё] Он общался и иудеями, трапезничал с ними, беседовал и творил чудеса? [И] почему Он приказал фарисеям возвестить Ироду: «Вот, Я изгоняю бесов и исцеления совершаю сегодня и завтра, и в третий день – совершение Моё» (Лк. 13:32), хотя через большее число дней [Он] Крест претерпел?

Разъяснение см. Мф. 23:39

Прп. Максим Исповедник

Что означает ответ Господа: скажите этой лисице ([Иисус] говорит об Ироде) совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий [день] кончу?

[Имя] Ирод переводится как «кожаный». Плотские помышления, стремящиеся отвлечь ум от деятельной добродетели, следует отвергать, говоря им: совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий [день] кончу, то есть сперва исцеляю свои члены деятельной [добродетелью], затем [исцеляю] чувства, дабы они были здоровы в восприятии чувственного, а в третий [день] кончу, то есть созерцанием Божественного знания восприму совершенство.

Вопросы и затруднения.

Блж. Феофилакт Болгарский

И сказал им: пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу

См. Толкование на Лк. 13:31

Прот. Иоанн Бухарев

И рече им: шедше рцыте лису тому: се, изгоню бесы и изцеления творю днесь и утре, и в третий скончаюся

Се изгоняю бесов и пр. Так безбоязненно Господь отвечает Ироду и фарисеям на их лукавое застращивание! Лисица – животное хитрое и лукавое и вместе кровожадное, она и представляет собою человека этих качеств. Ирод, подсылая фарисеев к Господу с советом удалиться из Галилеи, действительно показывает хитрость и лукавство, а кровожадность его видна в умерщвлении Крестителя. Словами: се изгоняю бесы и пр. Господь как бы так говорит: «Я творю чудеса в области его (Ирода) и совершаю тут Мое дело спасения людей, и буду совершать до известного времени, не боясь его.»

Днесь и утре (сегодня и завтра) и пр. Кажется, это было народное присловие, пишет еписк. Михаил, которое означало, что то или другое положение или действие будет продолжаться до известного времени, впрочем недолго. Но так как Господь в это время уже направлялся к Иерусалиму (см. Лк. 13:22), и это были последние дни пребывания Его в пределах Галилейских; то можно предположить, что Он употребил народное присловие для того, чтобы выразить Ироду свое действительное намерение в скором времени оставить Галилею.

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

И сказал им: пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу

Господь отвечает фарисеям: «пойдите, скажите этой лисице», которая послала вас, т. е. Ироду: «се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу».

«Сегодня…» Это выражение означает определенное, известное Христу время, в течение которого Он пробудет в Перее, вопреки всем замыслам и угрозам Ирода.

«Кончу» – покончу (τελειοῦμαι, которое везде в Новом Завете употребляется как страдательная форма), или – дойду до конца. Но какой «конец» здесь подразумевает Христос? Не смерть ли Свою? Некоторые учители Церкви и церковные писатели (блж. Феофилакт, Евфимий Зигавин) и многие западные ученые понимали это выражение именно в таком смысле. Но контекст речи явно идет против такого понимания: Господь говорит, несомненно, о том, что окончится Его настоящая деятельность, которая состоит в изгнании бесов и в исцелении болезней и проходит здесь, в Перее. Затем уже начнется другая деятельность – в Иерусалиме.

Толковая Библия.