Толкования на Лк. 14:11

Блж. Феофилакт Болгарский

ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится

См. Толкование на Лк. 14:7

Прот. Иоанн Бухарев

Яко всяк возносяйся смирится, и смиряяйся вознесется

Эти слова повторены Господом при произнесении притчи о смиренном мытаре и гордом фарисее (Лк. 18:9-14). В них заключается весь смысл назидания, т. е. порицание гордости и похвала смирению, – что Господь весьма часто делал, так как гордость есть ужаснейший порок, смирение же – высочайшая добродетель. «И в житейских отношениях, замечает при сем еписк. Михаил, в подобных случаях гордость посрамляется, а смирение возвышается; тем более это будет в нравственном, духовном царстве Мессии, где основной закон – любовь к ближним и необходимая принадлежность таковой любви – смирение.»

Самая лучшая жертва Богу дух сокрушен, сказано царепророком Давидом (Пс. 50:19). «Смирение составляет хранилище всех добродетелей.» «Не спасет нас и подвижничество, если не будет при сем истинного смирения», учат святые Исаак Сирин и Иоанн Лествичник. Нет порока, который был бы так противен Богу, как гордость, сказано премудрым Сирахом (Сир. 10:7). От гордости рождается множество грехов: самолюбие, самоослепление, своенравие и упрямство, презрение к другим, страсть осуждать других, дух клеветы, зависть и зложелательство, лицемерие, неблагодарность к Богу, неподчиненность начальству; наконец гордость, есть мать всех ересей», пишет еписк. Платон. (Нравств. Богосл.)

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится

(См. Мф.23:12).

Опять несомненно, что этот общий закон высказан здесь Христом с отношением к надежде фарисеев на участие в Царстве Божием.