Толкования на Лк. 14:12

Прав. Иоанн Кронштадтский

Ст. 12-13 Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых

Как! сказал человек, преданный миру: мне звать на пир нищих, хромых, слепых и угощать их без надежды получить от званных воздаяние? Это скучно и вовсе не в обычае. Да на взаимности и свет стоит; и время веселее проходит, когда званные мною на пир пригласят после и меня; и союз дружбы от этого становится крепче. Кроме того, в свете живя, по-светски надобно и жить. Но, братия, Спаситель не разрывает вашего союза с родными, друзьями и знакомыми. Принимайте их и сами ходите к ним. Но зачем расточать для них бесполезно вашу хлеб-соль в таком изобилии и с такою роскошью, которых, вероятно, и сами они не требуют от вас и которые между тем суть доля меньших братий Господа, бедных, которых так много расплодилось от вашей роскоши и жестокосердия. Знаете, братия, что вы доказываете этими роскошными пиршествами, даваемыми так часто своим родным, друзьям и знакомым? То, что вы знаете одну только землю с ее обычаями, только земные связи, которые, как вы и сами знаете, очень скоро должны пресечься, и весьма мало или даже совсем не думаете о небе, о сродстве, о связях духовных, вечных, неразрывных, – то есть вы христиане только по имени, но никак не на деле. С чего вы это взяли, что за вашу хлеб-соль, за ваше радушное гостеприимство вы непременно должны получать воздаяние здесь – на земле? Значит, вы вовсе не думаете о воздаяниях небесных, не верите в них или верите очень слабо. Вы неправильно думаете о своем имении: кто вам сказал, что оно есть неотъемлемая ваша собственность, на которую имеют право лишь ваши родные, друзья и знакомые? Кто вам внушил, что за ваши десерты и стаканы напитков вы должны получать то же от ваших званных? Да как вы и сами не стыдитесь почти постоянно ясти тучная и пити сладкая? (Неем. 8,10). Вы приготовляете себя, как приготовляют тельцов тучных, на день заколения?.. Нет, братия, наши земные дары – от Бога, не для нас только, но и для наших собратий. Вы слишком много ласкаете свое тело, которое, как благородная масса земли, требует вовсе не столько о себе заботливости, как вы думаете; чтобы поддерживать его в здоровье и благообразии, нужно очень, очень немного для него: тогда-то именно только оно и будет благородно, здорово. Братия! Необходимо иметь вам в виду и воздаяние в воскрешение праведных. Если не видите этой необходимости теперь, так увидите ее после.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 12-15 Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных. Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием

На ужине было два разряда возлежащих – звавшие и званые. Господь прежде обратился с увещанием к званым, научил их спасительному смиренномудрию и предложил им пищу неизысканную, а потом воздает почесть позвавшему Его и отплачивает за угощение увещанием, чтобы он не делал угощений из-за какого-нибудь людского благоволения и ожидал тотчас воздаяния. Ибо малодушные, приглашая друзей или родных, делают это в видах скорой благодарности, и если не получают оной, то приходят в досаду. А великодушные, терпя до будущей жизни, получают вознаграждение от Того, Кто поистине богат (Еф. 2, 4. 7). – Господь, говоря сие, отклоняет нас торговать дружелюбием. А некто, услышав сие и подумав, что Бог почтит и угостит праведников чувственными яствами, сказал: «блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием». Вероятно, он не был духовен, чтоб понять, то есть водился человеческими размышлениями. Ибо душевный человек таков, что ничему сверхъестественному не верит, ибо обо всем судит по законам природы. Бывают три состояния в человеке: плотское, душевное и духовное. «Плотское» – когда кто желает наслаждаться удовольствиями и радоваться, хотя бы это сопряжено было с причинением зла другим. Таковы все любостяжательные. «Душевное» состояние – когда кто не желает ни вредить, ни вреда получить. Такова жизнь по закону природы. Ибо это внушает нам и сама природа. А «духовное» состояние – когда кто ради добра согласен даже потерпеть вред и оскорбление. Первое состояние близко к природе, среднее – сообразно с природой, а третье – выше природы. Всякий, кто мыслит о человеческом и не может понять ничего сверхъестественного, называется душевным (1 Кор. 2, 14), так как он водится душой и духом. Но когда кто водится духом и не живет уже сам, но живет в нем Христос (Гал. 2, 20), тот духовен, тот возвысился над природой. Итак, подумавший, что воздаяние святым будет чувственное, был душевен, так как не мог понять ничего сверхъестественного.

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 12-14 Глаголаше же и ко звавшему Его: егда сотвориши обед или вечерю, не зови другов твоих, ни братии твоея, ни сродник твоих, ни сосед богатых: еда когда и тии тя такожде воззовут, и будет ти воздаяние. Но егда твориши пир, зови нищыя, маломощныя, хромыя, слепыя: и блажен будеши, яко не имут ти что воздати: воздаст же ти ся в воскрешение праведных

«На ужине были два разряда возлежащих – звавшие и званные, пишет блаженный Феофилакт. Господь прежде обратился с увещанием к званным, научил их спасительному смиренномудрию, а потом воздает почесть позвавшему Его и отплачивает за угощение увещанием, дабы он не делал угощения из-за какого-либо людского благоволения и не ожидал тотчас воздаяния.» Таким образом Господь после назидания гостям, позванным на обед или вечерю, дает назидание и самим хозяевам: глаголаше (сказал) к звавшему Его.

Нужно думать, что у этого, пригласившего Иисуса Христа, начальника фарисеев были на обеде только люди знатные, как и он сам, также родственники и друзья; и больной, которого Иисус Христос исцелил пред обедом, не был оставлен обедать. Господь и воспользовался этим случаем, чтобы сделать назидание. Нe зови другов (друзей) твоих… зови нищия и пр. Этими словами Господь, конечно, не запрещает звать к себе друзей и родственников – не зови не есть полное отрицание, а только ограничение (чит. в объясн. Мф. 6:19, 25:31), – но предохраняет от своекорыстия, которое и в гостеприимстве рассчитывает найти себе выгоду; только учит, что нужно больше благодетельствовать тем, которые не могут нам отплачивать, такие благодеяния будут вознаграждены в воскрешение праведных, учит также не гнушаться бедными и незнатными, как то делали фарисеи.

Сущность наставления Христова в этих словах та же, что и в следующих из нагорной Его беседы: если любите любящих вас и если делаете добро тем, которые вам делают добро и пр., – какая вам за то благодарность? (Лк. 6:32- 33; Мф. 6:32). В воскрешение праведных, т. е. при всеобщем воскресении и суде Христове (Ин. 5:28, 29; Мф. 25:34, 36).

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Ст. 12-14 Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных

Обращаясь теперь, после наставления, данного позванным, к самому хозяину, позвавшему гостей, Христос советует ему звать на обед не друзей, родственников и богатых, но нищих и увечных. Только в таком случае хозяин может надеяться получить награду в воскресение праведных. И. Вейс находит несоответствующим учению Христа и такое наставление. Какое же несчастие в том, что богатый человек отплатит тебе гостеприимством за твое угощение? Это вовсе не так страшно и не может отнимать у нас права на получение небесной награды. Но Вейс не хочет понять, что и здесь Христос проводит ту же мысль об условиях вступления в славное Царство Божие, какую Он высказывал уже неоднократно. Эта мысль заключается в том, что, гоняясь за земной оценкой своих действий, хотя бы и хороших, люди теряют право на получение небесной награды (ср. Мф.5:46, 6:2, 16). С этой точки зрения действительно опасно, когда за каждое наше хорошее дело мы будем находить себе награду на земле и принимать эти награды: мы, так сказать, получим свое и на другое, высшее, рассчитывать не можем. Однако нельзя думать, чтобы этими словами Христос вообще запрещал звать к себе на пиршества людей богатых и друзей; здесь очевидно гипербола…

«В воскресение праведных». Христос учил, что будет не одно только воскресение праведных, а воскресение всех – и праведных, и неправедных (ср. Лк.20:35; Ин.5:25). Если здесь Он говорит только о воскресении праведных, то делает это с отношением к фарисеям, которые полагали, что воскресения будут удостоены только праведники, так что к словам «в воскресение праведных» Христос мысленно прибавляет: «которое вы только допускаете».