Толкования на Лк. 14:25

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 25–27 С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником

Поскольку из ходящих за Иисусом многие следовали не со всем усердием и самоотвержением, но имели очень холодное расположение, то Он, научая, каков должен быть ученик Его, высказывает Свои мысли о сем, как бы изображает и живописует его, утверждая, что он должен ненавидеть не только близких ему совне, но и душу свою. Смотри же, в простоте своей и неопытности не соблазнись сим изречением. Ибо Человеколюбец не бесчеловечию учит, не самоубийство внушает, но хочет, чтобы искренний Его ученик ненавидел своих родных тогда, когда они препятствуют ему в деле богопочитания и когда он при отношениях к ним находит затруднения в совершении добра. Напротив, когда они не препятствуют сему, Он учит даже почитать их до последнего издыхания. И как учит? Самым лучшим учением, то есть собственными делами. Ибо Он повиновался Иосифу (Лк. 2:51), несмотря на то, что сей не был отцом Его в собственном смысле, но мнимым. И о Матери Своей Он всегда имел большое попечение, так что и вися на кресте, Он не забыл Ее, но поручил возлюбленному ученику Своему (Ин. 19:26–27). Как же Он, одному уча на деле иное будет внушать на словах? Нет, как я сказал. Он заповедует нам ненавидеть родителей тогда, когда они угрожают опасностью богопочтению. Ибо тогда они уже не родители, не родные, когда противодействуют нам в столь полезном деле. Утверждаемое нами видно и из того, что заповедуется ненавидеть душу свою. Ибо этой заповедью, без сомнения, повелевается не убивать себя, но оставлять душевные пожелания, отлучающие нас от Бога, и не заботиться о душе (жизни), если предстоять будет мучение, лишь бы предлежало вечное приобретение. А что Господь сему научает, а не самоубийству, это Сам же Он показывает, во-первых, тем, что, когда диавол, искушая Его, предлагал Ему броситься вниз с кровли церковной, Он отверг искушение (Мф. 4:5–7), и, во-вторых, тем, что Он не предавал Себя иудеям (каждый раз), но удалялся и, проходя посреди их, укрывался от убийц (Лк. 4:30). Итак, кому родные вредят в деле богопочтения, и он, однако ж, с удовольствием продолжает расположение к ним, ставит оное выше благоугождения Богу, а иногда из любви к жизни, в случае угрозы мучения, склоняется к отречению от веры, — тот не может быть учеником Христовым.

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 25-26 Идяху же с Ним народи мнози: и обращься рече к ним: аще кто грядет ко Мне, и не возненавидит отца своего и матерь, и жену и чад, и братию и сестр, еще же и душу свою, не может Мой быти ученик

Все это высказано Иисусом Христом после притчи о званых на вечерю, т. е. в царство Его, когда Он увидел многих, желающих туда войти, но не имеющих надлежащей решимости и подвигов, которые требуются для сего.

Грядет (приходит) ко Мне. Это значит тоже, что слова: хощет идти по Мне, во след Мене (за Мною) (Мф. 10:38, 16:24; Лк. 14:27; Мк. 8:34), – т.е. желает быть учеником, последователем Христовым.

Не возненавидит отца своего и матерь, у Матфея: любит отца или мать более, нежели Меня (Мф. 10:37). Эти слова значат, что Господа, как Бога и Спасителя, даровавшего людям вечное спасение, должно любить больше всего на свете, больше самих родителей, детей и пр., так что если бы когда потребовалось, должно жертвовать любовию к ним для любви ко Христу (см. 51–53 ст.). Так поступали св. мученики и подвижники: первые принимали христианскую веру, несмотря на то, что родители и пр. стояли на том, чтобы они оставались в язычестве, вторые оставляли родной дом и удалялись в пустыню. «Повелевает Господь, говорит св. Златоуст, не просто возненавидеть; ибо это совершенно противозаконно: но если кто из них скажет, чтобы ты его любил более, нежели Меня, то в сем случае возненавидь его.» Возненавидеть родителей и др., т.е. отрешиться отречься (сл. Лк. 14:33), отстраниться от них, оставить их, разорвать с ними все.

Еще же и душу свою (притом – не возненавидит и самой жизни своей). Душа в противоположность духу берется здесь, как начало греховное в человеке (1 Кор. 2:14, 15). Возненавидеть душу, т. е. возненавидеть греховное начало в себе, как препятствующее человеку творить все доброе, располагающее ко греху, возбуждающее и питающее страсти: должно возненавидеть это начало, т. е. не слушаться его, бороться с ним и подавлять его. «Смотри же, разъясняет блаж. Феофилакт, не соблазнись сим изречением. Ибо человеколюбец не бесчеловечию учит, не самоубийство внушает, но хочет, чтобы искренний Его ученик ненавидел своих родных тогда только, когда они препятствуют ему в деле богопочитания и когда он при отношениях к ним находит затруднения в совершении добра.»

Ненависть христианина, пишет один из пастырей, не обнаруживается в тех разрушительных явлениях, которые сопровождают ненависть, внушаемую духом мира; она разрушает только злое, но спасает доброе. Если, по несчастию, христианин должен будет возненавидеть родителей, то он будет ненавидеть в них только врагов Христовых, и притом до тех пор, пока они остаются ими. Он будет противиться их незаконным повелениям, – может быть и обличит их, может быть и удалится и скроется от них из любви к Иисусу Христу, Которого они не любят, но в то же время не опустит возможных и приличных способов обратить их на путь истинный и не усумнится молиться о спасении душ их, о вразумлении и просвещении их свыше, особенно когда их вражда к Иисусу Христу есть следствие каких-нибудь их предрассудков, вражда бессознательная, слепая» (Душ. Чт. 1862 г).

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Ст. 25–27 С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником

За Господом шло много народа, и все эти люди представлялись как будто бы Его учениками для постороннего наблюдателя. Теперь Господь хочет, так сказать, сделать отбор тех лиц, которые действительно стоят в отношении к Нему на положении учеников. Он указывает далее в самых резких чертах обязанности, которые лежат на истинных Его последователях (подобное изречение есть и у евангелиста Матфея, но в более смягченной форме, — Мф. 10:37–39).

«Если кто приходит ко Мне». Многие шли ко Христу, но привлекаемы были к этому только Его чудесами и притом не делали ничего для того, чтобы стать истинными учениками Христа, они только сопровождали Его.

«И не возненавидит…» Ненавидеть — значит не «менее любить» (ср. Мф. 6:24), а питать действительно чувство ненависти, противоположное чувству любви. Отец, мать и прочие представляются здесь препятствиями к общению со Христом (ср. Лк. 12:53), так что, любя одного, необходимо ненавидеть других (ср. Лк. 16:13).

«Жизнь» (стих 26) берется здесь в собственном смысле этого слова как «существование» — понятно, поскольку оно является препятствием для любви ко Христу («Томлю томящего меня!» — говорил прп. Серафим Саровский о своих аскетических подвигах, которыми он хотел ослабить свое тело).

«Моим учеником». Сила мысли здесь на слове «Моим», которое потому и поставлено ранее существительного, которое им определяется.

«Кто не несет креста…» (см. Мф. 10:38).