Толкования на Лк. 15:3

Блж. Феофилакт Болгарский

Но Он сказал им следующую притчу

См. Толкование на Лк. 15:1

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 3-6 Рече же к ним притчу сию, глаголя: кий человек от вас имый сто овец, и погубль едину от них, не оставит ли девятидесяти и девяти в пустыни и идет вслед погибшия, дондеже обрящет ю? и обрет возлагает на раме свои радуяся: и пришед в дом, созывает други и соседы, глаголя им: радуйтеся со мною, яко обретох овцу мою погибшую

Притча о заблудившей овце находится и в Евангелии Матфея (Мф. 18:12- 14). Овца заблудившаяся и обретенная, это – образ грешника, взысканного и спасенного Богом. Овца, убежавшая из стада и таким образом скрывшаяся из под надзора пастуха, есть самое жалкое животное: она подвергается опасности попасть туда, где нет ни корма, ни воды, затеряться в непроходимой лесной чаще или трущобе и сделаться добычею хищного зверя.

Подобно сему и душа человеческая, удалившаяся грехом от Господа, есть несчастное существо: она обрекает себя на жертву всякого рода заблуждениям, подвергается владычеству страстей, терзающих своих рабов пуще лютого зверя, делается легкою добычею духовного льва – диавола, всюду ищущего, кого бы поглотить.

Подобно пастуху, который, заметив пропажу одной овцы, оставляет свое стадо и идет искать заблудившуюся, Пастырь душ – Господь тщится спасти от погибели падшую душу. Он сошел с небес, где служат Ему тьмы верных Ему овец – святых Ангелов, на землю для того, чтобы обрести заблудившую овцу – род человеческий. Сего мало, Он и по совершении дела искупления крестною смертию, воскресением и вознесением на небо, продолжает с высоты святыя Своея призирать на каждого грешника, удалившегося от указанных ему путей спасения, – вразумляет его через совесть, чрез писанное Свое слово, чрез пастырей Церкви, чрез беседы людей, опытных в духовной жизни, чрез обстоятельства жизни – благоприятные, располагающие к благодарности Богу, или неблагоприятные, располагающие к смирению и покаянию.

Число сто означает вобще много, целое стадо. Не оставит ли девятидесяти (девяносто) и девяти? Здесь разумеются и праведные духи – Ангелы, не имеющие нужды в покаянии, как совершенно окрепнувшие в добре, или же одни праведные люди, отшедшие в вечность и блаженствующие, которые также не имеют нужды в покаянии (Феоф.). Разумеются здесь и мнимые праведники – фарисеи (См. ниже). В пустыни, т. е. на обыкновенном пастбище, где остается стадо.

Пастух, нашед пропавшую овцу, возлагает на раме свои (возмет ее на плечи свои), потому что она от долгого блуждания утомилась и не в состоянии следовать за ним. Подобно сему поступает Господь, когда обретает заблудившую душу. Она уже обнаружила готовность идти за пастырем, ей нужно теперь начать подвиги покаяния. Но на первых порах для нее трудны эти подвиги, нелегко вдруг расстаться с прежнею греховною жизнию.

И вот милосердый Пастырь облегчает ей этот труд Своею укрепляющею благодатию. Стоит только грешнику остановиться на пути греха и погибели и сделать первый шаг, и – ему готова помощь в дальнейшем движении. Он уже не один пойдет по новому пути, но с Пастырем – Христом; будет претыкаться и падать, но Христос будет брать его на рамена Свои, т. е. ободрять и утешать его, посылать в его сердце умиление и радость – в молитве, благословлять победою над искушениями (Душ. Чт. 1881 г.).

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Ст. 3-10 Но Он сказал им следующую притчу: кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся

В ответ на эти речи Господь сказал притчу о заблудшей овце, где изобразил, как Богу дорога каждая заблудшая душа человеческая и как Бог ищет погибшие души, чтобы вернуть их к Себе. Грешник здесь изображается под видом овцы, которая часто по неведению дороги сбивается с пути и отстает от стада, а Бог под видом пастыря, который так жалеет об отставшей овце, что, оставив остальное стадо, состоящее из 99 овец, отправляется искать одну отставшую овцу, и когда найдет ее, то объявляет об этом с радостью всем соседям своим. Эта же притча в более кратком виде имеется и у евангелиста Матфея (Мф.18:12–14).

«В пустыне» (стих 4). Этим отмечается особенная заботливость пастыря о заблудшей овце. Если даже допустить с Тренчем (с. 315), что восточная пустыня не представляет собой песчаного и безводного края, что в ней имеются удобные пастбища, то во всяком случае пребывание стада в пустыне без пастуха, который охраняет его от диких зверей, очень опасно для стада. Если, тем не менее, пастух оставляет стадо, чтобы искать одну заблудившуюся овцу, то из этого ясно, что он очень жалеет эту овцу.

«Возьмет ее на плечи свои» (стих 5). Это символ особой заботливости пастуха об овце. Овца устала, и он поэтому несет ее на себе. Так благодать Христова поддерживает обратившегося на путь спасения грешника, у которого не хватает собственных сил для того, чтобы совершить весь этот трудный путь. В первенствующей Церкви этот образ пастыря с овцою на плечах неоднократно воспроизводился на стенах катакомб, так изображали Христа Спасителя.

«Сказываю вам…» (стих 7). Это – применение притчи о заблудшей овце к случаю, который послужил поводом к тому, что Христос сказал Свою притчу. Под праведниками Христос подразумевает не праведников только по имени, т. е. тех, кто внешним образом соблюдал закон, тогда как нравственное их состояние далеко не давало бы им права назваться праведниками (что было бы странного в том, что Бог оставил бы таких мнимых праведников), а, несомненно, праведников в собственном смысле этого слова, действительно праведных людей, причем, однако, притча оставляет в стороне вопрос о том, есть ли такие праведники.

Следующая притча – о женщине, которая, имея всего капитала десять драхм (драхма – около 20 коп.4 г серебра. – Прим. ред.), одну драхму потеряла, а потом, после усиленных поисков, нашла и возрадовалась – имеет в виду то же, что и первая притча, т. е. раскрытие величия любви и милосердия Божия к грешникам. Под женщиной нужно понимать Церковь, которая неустанно заботится о спасении погибающих. Прочие детали притчи, не относящиеся к ее существу, не нуждаются в объяснении.

«Радость у Ангелов Божиих» (стих 10) – правильнее: «пред Ангелами Божиими» (ἐνωπίον τῶν ἀγγέλων). Радующимся здесь изображается Бог, сообщающий о Своей радости окружающим Его престол Ангелам (ср. Лк.12:8).