Толкования на Лк. 15:7

Свт. Иннокентий (Борисов)

Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии

Кто там радуется таким образом? Радуется Бог Отец, видя яко «сын Его сей, то есть грешник, иже мертв бе… и изгибл», теперь, через покаяние, «оживе… и обретеся» – для Его, то есть любви и наследия благ вечных (Лк. 15:24). Радуется Сын Божий, Спаситель наш, видя, что кровь Его, пролиянная Им на кресте во искупление всех грешников, не осталась туне, а послужила во спасение покаявшегося грешника. Радуются все Ангелы Божии, ибо провидят в покаявшемся грешнике своего будущего собрата, коего спасению они служили доселе бесплодно.

И приметьте, братие, силу выражения Спасителя: «радость бывает на небеси о единем грешнице кающемся». Много значило бы для грешника, когда бы обращение и покаяние его были токмо благосклонно приняты на небе (ибо что удивительного, если бы и отвергли их); еще более важно и отрадно было бы для грешника, когда бы покаяние его доставляло утешение, хотя малое, небожителям, тем паче если и радость; но вот, оно, по свидетельству Господа, производит гораздо более, производит то, чего и ожидать было нельзя, – радость особенную, великую, род некоего блаженства: «радость бывает велия на небеси!» То есть, на небе бывает в это время именно то, что мы на земле обыкли называть великим торжеством и празднеством.

И кто же творит собою этот праздник целому небу?.. Бедный, но кающийся грешник! Чем? Одним своим покаянием! Кто бы мог поверить сему, если бы не свидетельствовал о том Сам Сын Божий? Но поелику свидетельствует Он, то нет места недоумению; остается только удивляться, благодарить, славить милосердие Господа и – каяться!

Слово в день храмового праздника поклонения честных вериг святого и всехвального апостола Петра.

Прп. Макарий Великий

Как, по сказанному Господом, «радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся»; так великая печаль и плач бывают на небеси об одной душе, отпадающей от вечной жизни. И как на земле, когда умирает какой-нибудь богатый человек, с пением, со слезами и сетованием, сопровождают его из сей жизни братья его, родные, друзья, знакомые: так и о душе той со слезами и пением творят плач все Святые. Ибо и в другом месте дает это разуметь Писание, говоря: «рыдай кипарис, ибо упал кедр» (Зах. 11, 2).

Собрание рукописей типа II. Беседа 15.

Блж. Феофилакт Болгарский

Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии

См. Толкование на Лк. 15:1

Прот. Иоанн Бухарев

глаголю вам, яко тако радость будет на небеси о единем грешнице кающемся, нежели о девятидесятих и девяти праведник, иже не требуют покаяния

Так дорого для Господа спасение каждой души кающегося грешника! Если радуются на земле по случаю отыскания бессловесной твари, то не наипаче ли радуются по случаю обретения и спасения заблудшего разумного существа? Радуется о нем Пастырь душ, Господь, а с ним – друзья и соседи, т. е. небожители, присно близ Него живущие на небесах.

– Некоторые толкователи под праведниками, иже не требуют покаяния (не имеющими нужды в покаянии) разумеют мнимых праведников – фарисеев: так как безгрешных нет между людьми и нет ни одного истинного праведника, который бы сознавал себя чуждым греха и не чувствовал нужды в покаянии. В гордом сознании своей праведности они не чувствуют нужды в покаянии и не каются, и далеки от спасения, и потому и девяносто девять их возбуждает на небе не радость, а скорбь, тогда как и один кающийся грешник возбуждает там радость.

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии

См. Толкование на Лк. 15:3

Архиеп. Аверкий (Таушев)

кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее

Под 99 праведниками, не имеющими нужды в покаянии, толкователи Евангелия понимают обычно Ангелов Божиих, или праведников, уже отошедших в вечность и сподобившихся блаженства. В этих притчах Господь использует естественное свойство сердца человеческого, которое радуется потерянному и вновь найденному предмету, больше чем тому, что не было потеряно, хотя бы это и стоило несравненно дороже.

Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие.