Толкования на Лк. 16:30

Свт. Иоанн Златоуст

Он же рече: ни, отче аврааме: но аще кто от мертвых идет к ним, покаются

Не без причины он просил, чтобы возстал кто-либо из мертвых, но потому, что сам, слушая Писания, пренебрегал ими, насмехался и считал сказанное в них баснями; и как сам относился к ним, так думал и о братиях. И они, говорит он, разсуждают так же: но, если кто из мертвых придет, они не будут не веровать ему, не станут насмехаться, но скорее внемлют словам его.

О Лазаре. Слово IV.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Ст. 30-31 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят

Глубокое неведение адского узника не поняло преподанной ему глубокой истины. Он вступает в прение с патриархом, возражает: Ни, отче Аврааме: но аще кто от мертвых идет к ним, покаются.Аще Моисеа и Пророков не послушают, - был ответ Авраама, - и аще кто от мертвых воскреснет, не имут веры. Тем, которые не хотят ознакомиться должным образом с Законом Божиим, которые земную жизнь всецело истрачивают на служение греху и миру; тем, которые изучают Закон Божий только по букве, пренебрегают деятельным изучением его, попирают его своим поведением, тем явление души блаженной из селений райских не принесет никакой пользы. Самое воскресение из запечатленного, охраняемого стражею гроба не возбудит убитой греховною жизнью и лукавым произволением способности к вере. Воскрес Господь, и что делают первосвященники и старцы иудейские? Они подкупают римских воинов, приставленных ими же ко гробу и принесших достоверное известие о воскресении, чтоб воины скрыли и оболгали воскресение Господа. Что делают воины, сподобившись видения превыше своего достоинства, увидев сошедшего с неба молниеносного Ангела, отвалившего камень от гроба, в котором было заключено тело Господа, поразившего их ужасом, от которого они пали на землю и сделались как бы мертвыми? Они принимают сребреники и под влиянием их, несмотря на страшное чудо, которого были свидетелями, покрывают чудо мраком лжи (Мф. 28.11-15). Ни поразительнейшие знамения, ни видения грозные, ни видения насладительнейшие не производят благотворного впечатления на сердце, не доставляют ему спасения, если оно не направлено на путь спасения Законом Божиим. Если же оно озарено этим светильником, данным Свыше в руководство для всех, желающих получить блаженство в вечности, то достигнет оно этого блаженства без помощи видений и чудес.

Аскетическая проповедь.

Свт. Николай Сербский

Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются

См. Толкование на Лк. 16:29

Блж. Феофилакт Болгарский

Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются

См. Толкование на Лк. 16:27

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 30-31 Он же рече: ни, отче Аврааме: но аще кто от мертвых идет к ним, покаются. Рече же ему: аще Моисеа и пророков не послушают, и аще кто от мертвых воскреснет, не имут веры

Ни (нет), отче, Аврааме и пр. Богач знает, что братья его не слушаются ни Моисея, ни пророков, как и сам он при жизни был глух к этому Божественному откровению и руководству; но думает, что если бы случилось такое необычайное, чудесное событие, что явился бы к ним житель другого, мира и рассказал им об этом мире, то они поверили бы ему, покаялись и исправились. Но Авраам лучше его знал, что, в ком нет твердой веры в Божественное писание и истинной любви к добродетели, того и пришедший из загробного мира не сделает благочестивее. Пораженный явлением умершего, он на время будет потрясен, растеряется, а потом начнет объяснять это как-нибудь иначе, и снова останется, каким был. Так воскрес Лазарь, воскрес и Сам Иисус Христос, но подействовало ли это на иудеев? – Притчей о богатом и Лазаре Господь вразумляет нас, что для душ отшедших уготованы в другом мире различные места, – светлые и темные. «Авраам, пишет св. Исидор Пелусиот, был страннолюбив и нищелюбив, принимал приходящих издалека; а богач немилосердо отвращался лежащего в язвах при вратах его. Посему как расположения противоположны, так и места переселения раздельны: одним покой, другим мучение.»

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются

См. Толкование на Лк. 16:27