Толкования на Лк. 17:18

Свт. Григорий Палама

Ст. 18-19 как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя

Говоря же: «Кроме сего иноплеменника», Он показал неблагодарность и жестокосердие Иудейского народа, и что язычники готовы были к обращению, Израильтяне же совершенно равнодушны к делу спасения. Поэтому и вернувшемуся (Самарянину) Он по справедливости благосклонно дарует и душевное спасение, предызобразившее спасение язычников чрез веру, говоря ему: «Востав, иди: вера твоя спасе тя: иди в мире»; не возвратившихся же, порицая самым молчанием (об их спасении), Он показал, что они потеряли спасение души.

Эти десять прокаженных напоминают собою весь человеческий род: потому что все мы заболели проказой, как все покорившиеся греху; как говорит божественный Павел: «Вси согрешиша и лишени суть славы Божия: оправдаеми туне благодатию Его» (Рим.3:23–24); итак, все мы таким образом заболели проказой; Господь же, снисшед с небес, и восприяв наше естество, освободил его от приговора за грех. Но Иудеи показали себя упорными по отношению к такому (великому) благодеянию; обратившиеся же из язычников от их безрассудного пути и прежних, привычных им, зол, воздали славу Богу, не только исповедуя (признавая) спасение и возвещая великую милость Истощившего Себя до нас ради нас, по неизреченной пучине Своего человеколюбия, но и покорившись Его заповедям и живя по ним, и по причине такого образа жизни, шествуя в мире, т.е. находясь в мире с самим собою и друг с другом и с Богом; в отношении с Богом: делая угодное Ему, целомудрствуя, делая правду, «в молитвах и молениях терпяще» (Деян.1:14) «воспевающе и поюще в сердцах наших» (Еф.5:19), а не только губами; в отношении с самими собою: покоряя плоть духу и избирая образ жизни по совести и имея внутренний в нас порядок (или: мир) мыслей благоустроенным и благоговейным; в отношении же друг с другом: – «Приемлюще друг друга и прощающе, аще кто на кого имать поречение (жалобу), якоже и Христос простил нас» (Кол.3:13), и – проявляя милосердие друг к другу, вытекающее из взаимной любви, как и Христос, только по любви к нам, помиловал нас и ради нас сошел к нам.

Омилия 63. На 12-е воскресение Евангельских чтений по Луке.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника

Слова эти имеют глубокий смысл. Богочеловек, по человечеству Своему, искал не Своей славы от человеков: искал, чтоб ими, во благо их, почитаем был должным образом Бог. Те, которые расположены были к истинному богопочитанию, о чудо! обретали Бога, прикрывшегося человечеством, обретали Спасителя и в Нем спасение свое.

Аскетическая проповедь.

Блж. Феофилакт Болгарский

как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника

См. Толкование на Лк. 17:11

Прот. Иоанн Бухарев

Како не обретошася возвращшеся дати славу Богу, токмо иноплеменник сей

См. Толкование на Лк. 17:17

Лопухин А.П.

как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника

См. Толкование на Лк. 17:12