Толкования на Лк. 17:22

Прп. Исихий Иерусалимский

Недоумение XXVI. Почему Лука говорит, что Господь изрёк ученикам: «Придут дни, когда восхотите увидеть один только день Сына Человеческого» (Лк. 17:22), однако Матфей повествует, что Он сказал: «вот, Я с вами все дни до конца века» (Мф. 28:20)?

Разъяснение. Обещание это исполнил Господь и после вознесения был с апостолами, поэтому [они] были неодолимы и непобедимы для противников. Но всё же в искушениях, помня о Его прежнем с ними жительстве, совместных трапезах и постоянных беседах, сильно желали [ученики] Его [видеть]. Вероятно же и верующие, которые обретутся в последние времена, при ожидании явления антихриста, возжелают того времени, в какое, пребывая с учениками, творил чудеса Господь.

Цитаты из Св. Писания, если это особо не оговорено, приводятся по переводу еп. Кассиана (Безобразова) и П.А. Юнгерова. Слова в квадратных скобках отсутствуют в оригинале и добавлены для связности речи.Перевод: иерей Роман Романов.

«Собрание недоумений и разъяснений».

Блж. Феофилакт Болгарский

Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите

См. Толкование на Лк. 17:20

Прот. Иоанн Бухарев

Рече же ко учеником (Своим): приидут дние, егда вожделеете единаго дне Сына Человеческаго видети, и не узрите

По поводу вопроса фарисеев о явлении Царства Мессии, которое они не примечают, Господь переходит ко второму Своему явлению – для суда над неприметившими наступления Его царства и отвергшими Его Самого, а также и над всем родом человеческим: так как черты того и другого явления в некоторых отношениях сходны между собою. О каковых явлениях Он и говорит ученикам Своим, по всей вероятности, в присутствии вопрошавших и неверовавших фарисеев. Об этих явлениях, только более подробно сказано и у еванг. Матфея (Мф. гл. 24, и почти в одних и тех же словах, что и здесь у еванг. Луки.

Приидут дние и пр. Здесь Господь указывает, что во время пришествия Христова для суда и над неуверовавшими в Него иудеями при разрушении Иерусалима, и над всем родом человеческим при конце мира, бедствия будут очень велики, столь велики, что ученики Его пожелают хотя малого облегчения их, – пожелают видеть хотя один из тех светлых дней, какие они видели при жизни Его (Сына Человеческого) на земле, но не увидят, потому что Господь как бы скроет лице Свое в знак гнева над людьми, и суд Его совершится при страшных бедствиях (Мих.).

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

СТ. 22-24 Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите; и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, – не ходите и не гоняйтесь, ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой

Христос, может быть, по удалении фарисеев обращается к Своим ученикам с некоторыми разъяснениями по поводу поднятого фарисеями вопроса о наступлении Царства Божия. Он говорит об открытии этого Царства в его славном виде, что совпадет со вторым пришествием Сына Человеческого (этот «Сын Человеческий», следовательно, должен предварительно удалиться – намек на смерть Христа).

«Пожелаете». Это желание будет вызвано в учениках, вероятно, скорбями последних времен.

«Видеть хотя один из дней…» («хотя» – слово лишнее), т. е. увидеть (в смысле пережить, воспользоваться, ср. 1Пет.3:10) один из дней мессианского времени, чтобы отдохнуть от скорбей, но так как время пришествия Мессии еще не должно наступить, вы этого дня не увидите.

«И скажут вам…» (см. Мф.24:23, 26).

«Как молния» (см. Мф.24:27). Пришествие Мессии всем сразу будет видно, и не для чего будет узнавать от других об этом пришествии. Молния, о которой говорит Христос, необыкновенная – ее видно с одного края неба до другого (небесный свод по вавилонско-иудейскому представлению упирался своими двумя концами в землю).

«В день Свой», т. е. в день Своего пришествия для суда над миром (это выражение напоминает выражение пророков «день Иеговы», – см. Иоил.1:15).