Толкования на Лк. 18:15

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 15-17 Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им. Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него

Пример детей также ведет к смиренномудрию. Господь сим научает быть смиренными, принимать всех и никого не презирать. Ученики считали недостойным Такого Учителя - приносить к Нему детей. А Он оказывает им, что нужно быть так смиренными, чтобы не гнушаться и самыми малыми. Таким образом, не отвергнув младенцев, но с удовольствием приняв их, Господь «делом» учит смиренномудрию. Учит Он и «словом», говоря, что таковых есть Царствие Небесное, кои имеют расположение детское. Дитя не превозносится, никого не унижает, незлобиво, бесхитростно, ни в счастье не надмевается, ни в скорби не уничижается, но всегда совершенно просто. Поэтому, кто живет смиренно и незлобиво, и кто принимает Царствие Божие как дитя, то есть без коварства и любопытства, но с верой, тот приятен пред Богом. Ибо кто излишне любопытствует и всегда спрашивает: как это? - тот погибнет со своим неверием и не войдет в Царствие, которого не хотел принять в простоте, без любопытства и со смирением. Поэтому все апостолы и все в простоте сердца уверовавшие во Христа могут быть названы детьми, как и Сам Господь назвал апостолов: «дети! есть ли у вас какая пища?» (Ин. 21, 5). А мудрецы языческие, доискивающиеся премудрости в таком таинстве, каково Царствие Божие, и не хотящие принять оное без рассуждения, по справедливости отторгнуты от этого Царствия. Господь не сказал: «этих» есть Царствие, но «таковых», то есть кои добровольно приобрели себе незлобие и смиренномудрие, которое дети имеют по природе. Итак, все церковное, что составляет Царствие Божие, будем принимать без любопытства, с верой и смирением. Ибо любопытство свойственно самомнению и самомудрованию.

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 15-16 Приношаху же к Нему и младенцы, да их коснется: видевше же ученицы запретиша им. Иисус же призвав их, глагола: оставите детей приходити ко Мне и не браните им: таковых бо есть Царствие Божии

О благословении детей Иисусом Христом благовествуется и в Евангелиях Матфея (Мф. 19:13, 15) и Марка (Мк. 10:13, 16), и почти одинаково, только у первого короче ответ Господа.

Да коснется (чтобы прикоснулся), т. е. для благословения. У евреев был обычай, когда испрашивали кому-либо особенное благословение Божие, возлагать руку на голову того (Быт. 48:14; Мф. 9:18). Они придавали великую важность молитвам и благословению святых и благочестивых людей (Чис. 22:6; Лк.2:28). Вот почему матери приводили детей своих к Иисусу Христу для благословения!

Ученицы запретиша (возбраняли) им, – потому что думали, что это развлечет Иисуса Христа и помешает Ему в занятии другими важными делами и беседою с народом. Господь же, подозвав Апостолов, сказал им: пустите детей приходить ко Мне и пр. Еванг. Марк говорит, что Иисус Христос даже вознегодовал (Мк.10:14) на Апостолов, запрещавших матерям подводить к Нему детей. Так неугодна была для Него их услуга, как дело недоброе, непохвальное, хотя, быть может, она была вызвана и добрым намерением.

Таковых, т. е. детей, есть царствие Божие. По сему поводу, – пишет один из духовных писателей, – Господь хотел показать, что неразумные малютки – младенцы должны были войти в Его церковь чрез таинство крещения и быть наследниками Его царства, несмотря на свой младенческий возраст. Он Сам имел совершенно чистую детскую душу, и с радостию останавливал Свой Божественный взор на невинных малютках, созерцая в них отражение Своего образа. Он отдыхал при этом Своею человеческою душою после разговора с своими хитрыми и непримиримыми врагами – фарисеями и книжниками. Невинность, доверчивость, простота, искренность, ласковость, беззаветная преданность детей были любезны нашему Господу, и Он всегда ставил детей в образец для Своих последователей, ласкал и обнимал их (Тр. Л.). Прекрасно поучает один из духовных писателей по поводу слов Христовых относительно детей: не возбраняйте им идти ко Мне. «Возбраняют это, поучает он, все те родители и воспитатели и вообще все старшие, которые своим худым примером портят детей».

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Ст. 15-17 Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им. Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него

После заимствований из известного ему источника евангелист Лука снова начинает повествовать о путешествии Христа в Иерусалим, следуя главным образом евангелисту Марку (Мк.10:13–16; ср. Мф.19:13–14).

«Приносили к Нему и младенцев» (τὰ βρέφη – детей самого раннего возраста).

«Подозвав их, сказал…» В русском переводе, по-видимому, речь об учениках, но, как видно из греческого текста, зов Христа был обращен к самим малюткам (προσεκαλέσατο αὐτά), а речь («сказал») – к ученикам.