Толкования на Лк. 18:30

Блж. Феофилакт Болгарский

и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной

См. Толкование на Лк. 18:24

Прот. Иоанн Бухарев

иже не приимет множицею во время сие, и в век грядущий живот вечный

Множицею (гораздо более), у еванг. Матфея и Марка, сторицею (Мф. 19:27), т. е. несравненно больше, чем сколько стоит оставленное. У Марка еще сказано: домов, и братьев, и сестер, отцов, и матерей, и детей, и земель (Мк. 10:28). Обещание иметь множество всего этого, конечно, нужно понимать иносказательно, т. е. в духовном смысле, так как невозможно иметь множество, напр, отцов и матерей. Это значит: 1) что духовные блага, даруемые от Христа Своим последователям, столь обильны, что несравненно более вознаграждают отказавшегося ради них от всех благ вещественных, житейских, если только последние отклоняют его от последования Господу; 2) что духовные связи религии несравненно более должны быть дороги человеку и более крепки, чем кровные и чувственные, если только сии последние препятствуют высокой религиозной жизни; и 3) что, потому с излишком вознаграждают отрекшегося от этих последних благ: за отречение от них таковой может приобрести гораздо более дорогих сердцу, духовных братьев и сестер, духовных отцов, матерей и детей (Мих.). Св.Григорий Богослов замечает: «Господь сделает, что оставивший все ради Христа будет обрадован бедностию или оставлением всех вещей гораздо более, чем своим богатством или своими угодьями.»

В Евангелиях Матфея и Марка здесь прибавлено: Многие же будут первые последними, и последние первыми (Мф. 19:30). Это значит, что раздаяние будущих небесных наград будет зависеть от веры и добрых дел, а не от раннего или позднего обращения ко Христу, ни от знатности или незнатности и т. п. Разумеется здесь и то, что иудеи, быв некогда первыми по избранию Божию или мечтавшие получить великие земные блага в царстве Мессии, не уверовав во Христа, станут последними, а язычники, прежде последние, уверовав, будут первыми. Иуда был сыном царствия и вместе с другими Апостолами слышал: сядете на двенадцати престолах (Мф. 19:28), однакож сделался сыном геенны; а ефиоплянин (Деян. 8:27), будучи варваром, язычником, удостоился венцев вместе с Авраамом, Исааком и Иаковом.

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной

См. Толкование на Лк. 18:18