Толкования на Лк. 19:37

Блж. Феофилакт Болгарский

А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они

См. Толкование на Лк. 19:29

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 37-38 Приближающужеся Ему уже (абие) к низхождению горе Елеонстей, начаша все множество ученик радующеся хвалити Бога гласом велиим о всех силах, яже видеша, глаголюще: благословен грядый Царь во имя Господне: мир на небеси и слава в вышних

Приближающужеся Ему (И. X). уже к нисхождению горе Елеонстей (когда Он приближался к спуску с горы Елеонской). С этой стороны особенно был прекрасен вид на Иерусалим, и потому при виде сего города и вместе великого Чудотворца, торжественно вступающего в него, тут особенно усилился народный восторг.

Начаша все множество ученик радующеся, хвалити (славить) Бога гласом велиим (велегласно) о всех силах, яже видеша (за все чудеса, какие видели), т. е. народ представил себе те чудеса Христовы, свидетелем которых он был недавно, каковы например, исцеление Иерихонских слепцов (Лк. 18:19) и воскрешение Лазаря (Ин. гл. 12), и это вызвало в нем чувство особенного восторга.

Грядый во имя Господне, т. е. особенный посланник Божий (чит. о сем выше). Мир на небеси, – мир не в смысле тишины и спокойствия, каковые всегда царствуют на небесах, а в смысле торжества, радости. По Матфею и Марку, народ восклицал: Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Благословенно грядущее Царство во имя Господа, отца нашего Давида! Осанна в вышних! Осанна Сыну Давидову (Мф. 21:9) и пр. Слово осанна, собственно значит спаси, дай спасение. Это слово обыкновенно восклицали иудеи в знак радости при торжественных случаях, особенно при празднествах. Оно подобно нашему восклицанию: «Ура!» при виде царя. Осанна Сыну Давидову, т. е. Мессии (Мф. 1:1). Этими словами иудеи изъявляли свою радость и благожелание Иисусу Христу.

Вообще они встречали Господа, как Мессию, как царя, который, думали, входит в Иерусалим, чтобы воцариться, и тем восстановить царство Давидово. Этим и объясняются все, возданные Ему при входе, царские почести. Грядущий (грядый) во имя Господа, т. е. особенный посланник Божий, представляющий собою Самого пославшего Бога (Ин. 5:43). В вышних, т. е. на небе. Осанна, слава в вышних. Это значит: клик радости да будет слышен не только на земле, но и на небе, в обиталище Божием и Ангелов. Всеобщий восторг еще более усилился, когда Господь вошел в Иерусалим, столичный город, – в это время потрясен (пришел в движение) весь град (Мф. 21:10), как выражается еванг. Матфей. Господь ведал, что эта народная радость возбуждена несбыточными надеждами видеть в Нем земного царя; но важно то, что народ видимо теперь, в лице Его, признал обетованного Мессию, а потому и не препятствовал этому искреннему излиянию радостных чувств (Тр. Л.).

У еван. Матфея здесь прибавлен: все же сие было, да сбудется реченное чрез пророка, который говорит: скажите дщери Сионовой, се Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной. Все же сие было, да сбудется реченное через пророка (Мф. 21:4-5) и проч., т. е. это торжественное вшествие Господа в Иерусалим не случайно произошло, но по божественному устроению, во исполнение предсказания пророка Захарии, за 400 слишком лет (Зах. 9:9). Скажите дщери Сионовой. Эти слова прибавлены к пророчеству Захарии из книги пророка Исаии (Ис. 62:11). Дщерью Сиона здесь назван город Иерусалим. На восточном языке нередко назывались города дщерию или девою, для выражения их красоты (Пс. 47:12; Ис. 1:8, 47:1).

Кроткий, т. е. мирный, невоинственный. Сидя на ослице и на молодом осле. Еписк. Михаил так толкует это изречение: «Господь воссел собственно на молодого осла, как повествуется здесь у евангелиста Луки, и также у Марка (Мк. 11:2), а ослица вероятно шла рядом; но по восточному словоупотреблению, Он ехал как бы на обоих, и в этом исполнилось пророчество Захарии.»

Самому же шествию Спасителя на осле св. Златоуст придает следующее значение: …Воссев на осля, Господь исполнил пророчество Захарии, и в то же время дал другое пророчество. Чрез осленка означается церковь и народ новый, т. е. язычники, который некогда был нечист, но после того, как воссел на нем Иисус Христос (т. е. когда язычники уверовали во Христа), сделался чистым. Ученики отвязывают подъяремников, и иудеи и мы призваны и введены в новозаветную церковь чрез Апостолов. Как никто не препятствовал Апостолам, когда они повели животных; так никто не мог остановить их в призвании язычников, когда они их уловляли.» Осленок, вовсе необученый и незнавший еще узды, не помчался быстро, но шел тихо и спокойно; это выражало покорность язычников и скорую их перемену к благоустроенной жизни. «Жребя необученное означает язычников, не укрощенных учением, не знающих закона, толкует митрополит Филарет. Апостолы беспрепятственно берут жребя и осля; так они, несмотря на препятствия, покорят царствию Христову иудеев и язычников. Господь восседает на жребя, осля за ним последует; так сперва покоряются царствию Христову большею частию язычники, а когда предопределенные из язычников войдут в полноту церкви, тогда и оставшиеся иудеи обратятся и настигнут их. Необученное жребя благочинно несет на себе Царя Христа; так невежественные и своевольные прежде, язычники вскоре образуются учением и заповедями Христовыми. Ризы постилают Господу Царю; так современные последователи Христовы все свое отдают Ему.»

Относительно торжественного входа Иисуса Христа в Иерусалим св. Златоуст замечает: «Часто и прежде сего Иисус Христос входил в Иерусалим, но никогда не входил с такою славою. Почему же так? Потому что тогда было еще начало строительства Его, и Сам Он не был столько известен, притом и время страданий еще не было близко.»

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они

См. Толкование на Лк. 19:28