Толкования на Лк. 19:45

Блж. Феофилакт Болгарский

И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих

См. Толкование на Лк. 20:1

Прот. Иоанн Бухарев

И вшед в церковь, начат изгонити продающыя в ней и купующыя

Об обстоятельстве очищения храма Господом повествуют и свв. евангелисты Матфей (Мф. 21:12-13) и Марк (Мк. 11:15-17). Св. Лука повествует о сем совершенно согласно с ними, но только короче.

В церковь (храм). О храме чит. в объяснении Лк. 1:9. Третья часть храма двор, разделялась на двор Израильтян – мужей, двор жен и двор язычников. В этом-то последнем дворе была допущена торговля предметами, употребляемыми при жертвоприношении, – торговля напр., жертвенными животными, ладаном, маслом, мукою, вином, быть может, и другими предметами, не необходимыми при Богослужении. При торговле, конечно, неизбежны были неуместные в здании храма шум, толкотня, споры и т. п. Потому-то Господь и выгнал отсюда всех продающих и покупающих.

У еванг. Матфея и Марка сказано еще, что при этом Господь столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул. Опрокинул столы меновщиков. Закон иудейский требовал, чтобы иудеи платили подать на храм своею еврейскою монетою (Исх. 30:11, 16); между тем во времена Иисуса Христа, когда они находились под властью римлян, была в употреблении монета и народная еврейская, и римская, и прежних времен греческая. Потому для обмена монет греческих и римских на еврейские и для размена вообще, устроены были в храме, во дворе язычников, особые места и столы. Конечно, – мена денег, как равно и торговля допущены были для удобства богомольцев храма, но это было неуместно, несогласно с святостию храма. Подобный случай изгнания торговцев из храма Иисусом Христом был, как описывает евангелист Иоанн, в первый год Его проповеди (Ин. 2:14, 16).

Опрокинул скамьи продающих голубей. Голубей, обыкновенно, много приносилось в жертву. Конечно, трудно было иудеям, приходившим особенно из дальних стран, нести с собою и голубей. Отсюда и произошла торговля голубями в храме. «Господь выгнал торгующих, замечает митр. Филарет, показывая тем отменение жертв. Он этим предсказал, что нет более нужды в жертвоприношении или заклании животных, но нужно молиться».

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Ст. 45-48 И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих, говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников. И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его, и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его

Об очищении храма евангелист Лука говорит согласно с Марком (Мк.11:15–17) и отчасти – с Матфеем (Мф.21:12–13).

«И учил каждый день в храме». Евангелист Лука отмечает факт ежедневного появления Христа в храме как учителя для того, чтобы сделать переход к предмету следующей главы. На это «учение» намекает и евангелист Марк (Мк.11:17).

«Неотступно слушал». Внимание, с которым народ слушал Христа, являлось препятствием для врагов Спасителя в их замыслах против Него.