Толкования на Лк. 20:23

Блж. Феофилакт Болгарский

Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете

См. Толкование на Лк. 20:20

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 23-25 Разумев же их лукавство, рече к ним: что Мя искушаете? Покажите Ми цату: чий имать образ и надписание? Отвещавше же рекоша: кесарев. Он же рече им: воздадите убо, яже кесарева, кесареви, и яже Божия, Богови

Что мя искушаете, т. е. зачем стараетесь поставить Меня в затруднение своим лукавым вопросом или вызвать с Моей стороны такое мнение, за которое можно бы было осудить Меня? И – затем Господь чудным образом посрамил лукавых Своих врагов. Цату, иначе динарий. Это была римская монета, около 20 коп. сер. на наш счет, которою между прочим евреи платили подать римскому Кесарю.

Чий имать образ (изображение) и надписание (надпись)? На римских монетах обыкновенно чеканились с одной стороны, как делается иногда и у нас, изображение царствующего императора с надписью его имени. Они отвечали (отвещавше рекоша) Ему: кесарев, т. е. тогдашнего римского императора Кесаря. Воздадите, яже кесарево, кесареви (отдайте кесарево кесарю) и яже Божия, Богови (Божие Богу), т. е. исполняйте обязанности и в отношении к Кесарю, как члены земного царства, – платите и подать, – и в отношении к Богу, как чада Божии и члены церкви Божией. И обе эти обязанности нисколько не противоречат одна другой, а легко исполняются совокупно обе, так как Сам Бог поставляет царей (Притч. 8:15; Рим. 13:1), и евреи, если подпали под власть римского императора, то это произошло по воле Божией.

«Впрочем, поучает Златоуст: когда ты слышишь: кесарево кесареви, разумей под сим только то, что нимало не вредит благочестию; ибо все противное благочестию не есть уже дань Кесарю, но дань и оброк диаволу. И когда еврейские начальники принуждали Апостолов не проповедывать о Христе Спасителе, то они отвечали: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более нежели Бога (Деян. 4:19)». Так яже поступали и свв. мученики, когда требовали от них отречения от Христа. Так словами: воздадите кесарева кесареви, а Божия Богови Господь утверждает и власть царей и правителей, и союз церкви с государством. Подобно сему учит и апостол Христов: Бога бойтеся, царя чтите (1 Пет. 2:17). Не неразумно ли и не грешно ли после сего сочинять учение против властей, как делает лжеучитель Толстой и ему подобные?

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете

См. Толкование на Лк. 20:20