Толкования на Лк. 20:39

Сщмч. Григорий (Лебедев)

Ст. 39-44 … Некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал. И уже не смели спрашивать Его ни о чем. Он же сказал им: как говорят, что Христос есть Сын Давидов, а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня..? Итак Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему? …И множество народа слушало Его с услаждением

Во все века «книжники» ставили вопрос о Христе и разрешали его в духе иерусалимских книжников. Во все века маленькая мысль маленьких «книжников» всё добивалась «разумно», критически подойти ко Христу и раскрыть, разоблачить до конца «загадку» о Христе. Во все века человеческий умик изощрялся сделать новенькое карточное построение, которое бы в корень изничтожило почитание Христа. Каждая эпоха и всякий представитель ее из «книжников» подходил к задаче разрушения Христа, как Бога, со своей меркой. Это была условная, крайне ограниченная мерка данного отрезка времени: мерка господствующих взглядов и даже настроений, мерка направления науки, философии, и во всех случаях это была «кривая» мерка личного морального уровня «книжника». Христос же несокрушимо стоит у мира, вечно бессмертный Источник одной правды и света. Он стоит у мира как Источник всякой жизни, как зовущий и любящий Отец и вместе как нелицеприятный Судия. И доныне верно слово: «слушали Его с услаждением». Доныне и вечно чистые души будут тянуться к Нему… Они льнут к Нему в радости и горе, потому что земля не может вместить большей радости и утешить горя. А Он один дает успокоение душе и счастье… Христос стоит и будет стоять вечно – бессмертный, влекущий.

Дневник размышлений над Евангелием. Благовестие святого евангелиста Луки.

Блж. Феофилакт Болгарский

На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал

См. Толкование на Лк. 20:27

Еп. Михаил (Лузин)

На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал

Евангелист Марк упоминает, что книжник, спрашивающий Господа после этого, увидел, что Господь хорошо отвечал саддукеям (Мк. 12:23), и после еще вслух выразил Ему свое одобрение (Мк. 12:32). – Может быть об этом самом книжник, вместе с другими единомысленными ему, и Лука говорит, что они, после ответа Господа саддукеям, сказали Ему: Учитель, ты хорошо сказал. Так премудро Господь из Писания доказал действительность воскресения мертвых, что сами враги Его отдали Ему честь в этом случае.

Толковое Евангелие.

Прот. Иоанн Бухарев

Отвещавше же нецый от книжник рекоша: Учителю, добре рекл еси

Нецыи (некоторые) от книжник и пр. Это значит, что, несмотря на то, что вместе с саддукеями, Господь посрамил и самих фарисеев, некоторые из сих последних, по своей ненависти к первым, вслух высказали свое удовольствие, что противная им секта потерпела посрамление (Сл. Мф. 22:34). У еванг. Матфея тут прибавлено: народ, слышав, как Господь посрамил фарисеев и саддукеев, дивился учению Его (Мф. 22:33). А саддукеи, верно, как и фарисеи, оставили Христа и ушли, не уверовав в Него и не убедившись Его учением. Такова, скажем опять, злоба и упорство!

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Ст. 39-47 На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал. И уже не смели спрашивать Его ни о чем. Он же сказал им: как говорят, что Христос есть Сын Давидов, а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему? И когда слушал весь народ, Он сказал ученикам Своим: остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах, которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение

«Некоторые из книжников» (стих 39). Согласно евангелисту Марку, это сказал один книжник, ведший со Христом разговор о наибольшей заповеди (Мк.12:32). Так как евангелист Лука этот разговор уже привел выше (Лк.10:25 и сл.), то здесь он его опускает, а упоминает только о результате этого разговора – об отзыве книжника или «некоторых книжников», как он выразился.

«И уже не смели спрашивать Его ни о чем» (стих 40). Здесь также евангелист Лука повторяет сообщение Марка (Мк.12:34).

«Как говорят…» (стихи 41–44). (См. Мк.12:35–37).

«И когда слушал весь народ…» (стихи 45–47). (См. Мк.12:38–40). Различие между Марком и Лукой здесь состоит в том, что, согласно первому, предостережение Господом высказано пред множеством народа и для народа, а согласно Луке – обращено было к ученикам Христовым. Примирить это различие можно так: Господь говорил в настоящем случае вслух всего народа (Марк), но обращался прямо к ученикам Своим (Лука).