Толкования на Лк. 22:4

Блж. Феофилакт Болгарский

и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им

См. Толкование на Лк. 22:1

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 4-5 и шед глагола архиереом и воеводам, како Его предаст им. И возрадовашася и совещаша ему сребреники дати

Архиереом (первосвященникам), так как они были первыми чинами высшего еврейского судилища – Синедриона (см. Лк.22:2). У еванг. Матфея говорится так: что вы дадите мне? Я вам предам Его (Мф. 26:15), сказал Иуда первосвященникам.

Чем объясняется предательство Господа Иудою? Толкователи Евангелия объясняют это так: Иуда пришел к Господу с земными видами, – с надеждою на открытие Им славного земного царства. Зараженный страстию к деньгам, он рассчитывал, с открытием сего царства и занятия в нем высокого места, удовлетворить своей страсти. Но когда увидел, что Господь не ищет земного царства, а, напротив, говорит о кресте и страданиях, то решил оставить Его. Но и тут корыстолюбивый Иуда возъимел намерение приобрести деньги. Он знал, что первосвященники и книжники ненавидят Господа и хотят погубить Его, и вот решил предать им своего Учителя, и за это получить деньги.

«Столь великое зло – сребролюбие! восклицает при сем св. Златоуст. Оно сделало апостола Христова Иуду и святотатцем, и предателем. Слушайте, и берегитесь страсти сребролюбия. Эта страсть самая ужасная из всех страстей. Отселе убийства, отселе войны и драки, отселе всякое зло. Она сильнее демона приводит в неистовство души, которыми овладевает, заставляет забыть ближнего и законы природы, отнимает даже ум.»

Вот как один из духовных писателей изображает душевное состояние Иуды, когда он задумал предать Господа: «Ослепленный страстию сребролюбия, он намеренно с ожесточением гнал от себя прочь всякую мысль, которая могла бы остановить его на погибельном пути. Если Иисус есть истинный Мессия, то разве Он не может спасти Себя чудом? А если нет, если Он не Мессия, то не Сам ли Он не раз говорил, что Ему должно умереть? Значит, это неизбежно, почему же мне не извлечь из сего какой-либо пользы? Почти четыре года я провел среди этих бедных галилеян, около сего странного Учителя Бессребренника, и все это время потеряно мною напрасно: нет никакой надежды на исполнение моей заветной мечты»… (Тр. Лист).

Возрадовашася (обрадовались враги Господа), – потому что, хотя уже и решили умертвить Его, но не знали, как это сделать, чтобы не произвесть народного возмущения (Лк. 22:2). «Нельзя себе представить ту истинно-адскую радость, какою исполнились сердца врагов Господа при появлении среди них предателя! говорит один из толкователей Евангелия. Теперь при посредстве Иуды предателя они вполне могли надеяться погубить Его.»

И совещаша (согласились) ему сребренники дати (дать денег). По сказанию евангелиста Матфея, тридцать сребренников (Мф.26:15). Сребренник, иначе сикль, – еврейская монета, на наши деньги, по одним, около 1 р. 50 коп. (30 сребр. 45 р.), а по другим, 86 к. (25 р. 80 к.); это была цена, которую Моисей повелел взыскать за раба, когда он будет убит кем-либо ненамеренно (Исх. 21:32) Так враги Господа вместе с Иудою оценили жизнь Его! С другой стороны, замечает Иннокентий, архиеписк. Херсонский, предателю стыдно было с упорством настаивать на большей плате, так как он хотел дать измене своей в глазах первосвященников вид законного, совершенного из любви к отечеству, поступка. Можно думать, что первосвященники назначили такую цену Господа, чтобы показать презрение к Нему, и в рассчетах на жадность и сребролюбие Иуды. Несколько экземпляров монеты еврейского сребренника или сикля сохранилось до нашего времени, и встречается в некоторых хранилищах древностей. (Мурет.)

Об Иуде прибавил св. Лука, что в него вошел сатана (Лк. 22:3). Истинно покорными рабами сатаны сделались как Иуда, так и первосвященники, замыслившие погубить Христа! И действительно только сатана мог так возбудить их против Господа. – Является вопрос: мог ли диавол возбуждать Иуду и прочих врагов Господа, когда смертию Его должно было быть разрушено царство диавола? Не значит ли это искать ему своей погибели? На это так отвечает Иннокентий Херсонский: «должно помнить, что тайна искупления рода человеческого смертию Сына Божия была неведома для духа тьмы, и премудрость Божия соделала то, что диавол в сем случае сам устроил себе гибель. Ему хотелось только положить конец нестерпимому для него действию проповеди и чудес Иисуса Христа; но в сем случае вышло совершенно противное: смертию Сына Божия навсегда ниспровергнута его держава греха и смерти».

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им

См. Толкование на Лк. 22:1