Толкования на Лк. 22:15

Свт. Филарет (Дроздов)

и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания

Одно из приятнейших удостоверений, как о необходимости для нас, так и о спасительной благотворности трапезы Господней, имеем мы в том, как сильно желал ея Сам Господь наш. Ибо, что значат слова Его к Апостолам: желанием возжелех сию пасху ясти с вами? Ветхозаветной ли пасхи так сильно желает Он? Но она до сих пор была обыкновенна, как совершаемая ежегодно, а отныне должна совершенно прекратиться, когда прообразование должно уступить место пришедшей истине. Итак, нет сомнения, что Он пламенно желает пасхи новозаветной, – той пасхи, в которой Сам Себя приносит в жертву, Сам Себя предлагает в пищу. Желанием, – говорит, – возжелех сию пасху ясти с вами, прежде даже не прииму мук, – после прообразовательной истинную, не только осязаемую, но и созерцаемую, не только вещественную, но и духовную, и Божественную, не только закланную, но и живую, и животворящую, начинаемую прежде мук, дабы она была всегдашнею свидетельницею предуведения и свободнаго приятия мук, но уже заключающую в себе спасительное действие креста для всех времен, как свойственно действовать вечному началу. Желанием любви и милосердия возжелех сию пасху ясти с вами: потому что в ней запечатлевается вся Моя к вам любовь, и вся ваша истинная жизнь и блаженство.

Слово на память Святителя Алексия, в субботу первыя недели Великаго поста


См. Толкование на Мф. 26:28

Блж. Феофилакт Болгарский

и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания

См. Толкование на Лк. 22:13

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 15-16 и рече к ним: желанием возжелех сию пасху ясти с вами, прежде даже не прииму мук: глаголю бо вам, яко отселе не имам ясти от нея, дондеже скончаются во Царствии Божии

Желанием возжелех (очень желал Я) и пр. Эта Пасха была особенная, потому Господь особенно и желал совершить ее с Своими учениками: она была последняя, которую Господь праздновал с ними во время земной жизни (Лк. 22:16), и при совершении ее Он был намерен, в замен этой ветхозаветной и прообразовательной вечери, установить новозаветную, истинную вечерю Своего Тела и Крови, т. е. Таинство Причащения.

Отселе не имам ясти и проч. В этих словах и указывается именно то, что Господь совершает ветхозаветную Пасху с Своими учениками в последний раз и устанавливает вместо нее Таинство Причащения.

Скончаются (совершится она – Истинная Пасха) – в царствии Божии, т. е. Агнец Божий, Он Мессия, возьмет на Себя грехи всего мира, прольет Свою кровь и дарует верующим вкушение Своей плоти и крови, вместо вкушения пасхального агнца (Лк.22:19-20).

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания

См. Толкование на Лк. 22:14