Толкования на Лк. 22:39

Прп. Исихий Иерусалимский

Недоумение XXXVI. Почему одни [евангелисты] повествуют, что Иисус взял учеников в Гефсиманию и молился и там был выдан [Иудой] (Мф. 26:36; Мк. 14:32), Лука же – что на Гору Масличную (Лк. 22:39), а Иоанн – сад некий по ту сторону потока Кедрона (Ин. 18:1)?

Разъяснение см. Мф. 26:36

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 39-46 И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его. Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение

После вечери Господь не предается бездействию, удовольствиям и сну, но учит и молится, давая на то нам образец и пример. Поэтому горе тем, кои после ужинов обращаются к постыдным делам блуда. Научив этому учеников, Господь восходит на гору масличную, чтоб помолиться. Он любил это делать наедине, поэтому отлучается и от учеников. Впрочем, Он берет с Собой учеников, но не всех, а только тех троих, кои видели славу Его на горе (Лк. 9, 28). Поскольку Он находится в борении и молится, то, чтобы сие не показалось признаком боязни, Он берет тех, кои сами видели Божескую славу Его и сами слышали свидетельство с неба, чтобы, видя Его в борении, сочли это делом человеческой природы. Ибо для уверения, что Он был воистину Человек, Он сей природе позволил действовать по-своему. Как Человек, Он желает пожить и молится о мимонесении чаши, ибо человек животолюбив; и чрез то ниспровергает ереси, по словам коих Он вочеловечился призрачно. Ибо если и после таких действий (человеческой природы) находили повод подобным образом пустословить, то чего не насказали бы, если бы сих действий не было? Итак, желание, чтоб чаша пронесена была мимо, принадлежит человеческому естеству, а вскоре за тем сказанные слова: однако, «не Моя воля, но Твоя да будет» показывают, что и мы должны иметь такое же расположение и также мудрствовать, подчиняться воле Божией и не уклоняться, хотя бы наша природа влекла и в противную сторону. «Не Моя» человеческая «воля, но Твоя да будет», и эта Твоя не отделена от Моей Божеской воли. Единый Христос, имея два естества, имел, без сомнения, и волю или желания каждого естества, Божеского и человеческого. Итак, человеческое естество сначала желало жить, ибо это ему свойственно, а потом, следуя Божеской воле, чтобы все люди спаслись, воле, общей Отцу и Сыну, и Святому Духу, решилось на смерть, и таким образом одно стало желание - спасительная смерть. Что молитва была от человеческого естества, по допущению имевшего общее всем пристрастие к жизни, а не от Божества, как говорят проклятые ариане, это видно из того, что Иисус был в поту и таком борении, что, как говорит присловие, с Него падали капли крови. Ибо о тех, кои сильно трудятся, обыкновенно говорят, что они потеют кровью, подобно как и о тех, кои горько сетуют, говорят, что они плачут кровью. Это-то желая показать, именно: что с Него текла не какая-нибудь тонкая и как бы для видимости показывающаяся жидкость, но падали крупные капли пота, евангелист для изображения действительности употребил капли крови. Отсюда явно, что естество, источавшее пот и находившееся в борении, было человеческое, а не Божеское. Ибо естеству человеческому допущено было испытывать такие состояния, и оно испытывало, чтобы, с одной стороны, показать, что Он не призрачно являлся человеком, а с другой - цель сокровенная, чтоб уврачевать общую человеческому естеству боязливость, истощив оную в Самом Себе и подчинив ее воле Божеской. - Иной может сказать, что выступающий из тела и падающий на землю пот означает то что, с ободрением и укреплением нашего естества во Христе, источники боязливости в нас испаряются, обращаются в капли и падают с нас. Ибо если бы Он не имел этого в виду, то есть желания излечить нашу человеческую боязливость, то не потел бы так, хотя бы и очень был боязлив и малодушен. «Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его». И это для нашего утешения, именно: чтобы мы узнали укрепляющую силу молитвы и, узнав, к ней обращались в случае несчастий. Вместе с сим исполняется и пророчество Моисея, сказанное в великой песни: «и да укрепятся все сыны Божии» (Втор. 32, 43). Некоторые же изъясняли сии слова так, что Ему явился Ангел, прославлял Его и говорил: Твоя, Господи, крепость! Ибо Ты одолел смерть и ад и освободил род человеческий. Это так, - Он же, найдя учеников спящими, выговаривает им и вместе убеждает молиться в искушениях, чтоб не быть от них побежденными. Ибо не впасть в искушение - значит не быть поглощенным от искушения, не стать под его властью. Или и просто повелевает нам молиться, чтобы наше достояние было безопасно и нам не подвергнуться какой-нибудь неприятности. Ибо самим себя ввергать в искушения - значит отважничать и гордиться. Как же Иаков (1, 2) говорит: «С великою радостью принимайте, когда впадаете в различные искушения»? Что это, не противоречим ли мы себе? Нет, ибо Иаков не сказал: ввергайте себя, но, когда подвергнетесь, не падайте духом, а имейте всякую радость и невольное некогда сделайте вольным. Ибо лучше, если б не пришли искушения, но когда и пришли, зачем печалиться безумно? - Укажи ты мне место в Писании, где бы буквально повелевалось молиться о том, чтобы впадать в искушения? Но ты не можешь указать. - Знаю, что два вида искушения и что некоторые долг молиться о невпадении в искушение разумеют об искушении, побеждающем душу, например, об искушении блуда, искушении гнева. А всякую радость должно иметь тогда, когда подвергаемся телесным болезням и искушениям. Ибо в какой мере внешний человек тлеет, в такой внутренний обновляется (2 Кор. 4, 16). Хотя знаю я это, но предпочитаю то, что более истинно и что ближе к настоящей цели.

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 39-40 И изшед иде по обычаю в гору Елеонскую: по Нем же идоша ученицы Его. Быв же на месте, рече им: молитеся, да не внидете в напасть

О Гефсиманской молитве повествуют и евангелисты Матфей (Мф. 26:36-46), и Марк (Мк. 14:32-42). Евангелист Лука повествует короче их, но с такими частностями, которых нет у первьих.

По обычаю (обыкновенно), т. е. такому обычаю, который Господь имел за последнее время пребывания Своего в Иерусалиме (чит. (Лк. 21:37). О Елеонской горе чит. в объясн. (Лк.19:29). Быв на месте (пришедши на место). По сказанию прочих евангелистов, этим местом было селение, называемое Гефсиманиею, или собственно сад при этом селении, Гефсиманский. Это место или селение было около Иерусалима за долиною Иосафатовою, при подошве горы Елеонской. Туда Господь любил уединяться с Своими учениками, туда Он удалялся из Иерусалима на время ночи в последние дни пред Своими страданиями. Есть предание, что Гефсимания принадлежала священникам и левитам, и что в ней паслись стада жертвенных животных. Отсюда же взяли и повели на заклание и Агнца Божия, Иисуса Христа, вземлющего грехи мира. (Воскр. Чт. 27:2) Гефсимания значит место выжимания оливок? Такое название произошло оттого, что здесь был сад оливковый и приготовлялось оливковое масло.

«В саду Эдемском совершилось грехопадение первого Адама, говорит один духовный писатель; в саду Гефсиманском начинаются искупительные страдания второго Адама – Иисуса Христа». Еванг. Матфей (Мф. 26:31, 41) и Марк Мк. 14:22, 38) повествуют, что Иисус Христос оставил Своих учеников при входе в сад и, взяв из них только ближайших и довереннейших Петра, Иакова и Иоанна, вошел в глубину сада и начал скорбеть. Затем, несколько удалился и от этих троих и стал молиться. Помолившись, подошел к сим последним и, нашед их спящими, укорил словами: так ли не могли вы и один час бодрствовать со Мною? и, дав наставление: бодрствуйте и молитесь, да не внидете в напасть (впадете в искушение), пошел опять молиться. Так делал Он три раза.

Евангелист же Лука говорит об этих обстоятельствах короче, как бы то было один раз. У еванг. Матфея и Марка говорится, что в это время Иисус Христос начал скорбеть, ужасаться и тосковать. Скорбел и ужасался Господь потому, что как имевший человеческое естество, боялся смерти. «Смерть вошла в человеческий род не по природе, поясняет блаж. Феофилакт, и потому природа человеческая, хотя бы и безгрешная, какова была в Богочеловеке Иисусе Христе, боится ее, скорбит и тоскует при виде ее.» Скорбит Господь вместе и для того, чтобы утаить Себя от диавола, чтобы диавол устремился на Него, как на простого человека, а таким образом сам был низложен. По Матфею, Господь сказал при этом троим из Апостолов: душа Моя скорбит смертельно (Мф. 26:37).

Скорби смерти кажутся для человека самыми великими. Посему это изречение Господа означает, что скорби и страдания души Его в саду Гефсиманском были так тяжки и велики, как велики предсмертные страдания. Тяжесть их происходила при этом особенно оттого, что Господь принял на Себя грехи всего мира и долженствовал пострадать за них. Все грехи человеческие, все то, что должен бы потерпеть весь мир за свои беззакония, вся эта тяжесть легла теперь на Него одного. Тяжел и один грех; что же, когда таких грехов больше, чем песку на морском берегу? Тут было совмещение всех страданий и всех смертей всех людей. (Иннок. Херс.) Как же не изнемочь под этою невыносимою греховною и мучительнейшею тяжестью Господу Иисусу? «Господь видел все грехи рода человеческого, от первого греха Адамова до последнего богохульства антихристова и последователей его; видел все безобразие, всю гнусность их пред святостию Божиею, и это в святой, чистейшей душе Его отражалось муками нестерпимыми. Он, Примиритель человечества, стоял теперь пред грозною правдою Божиею, совершавшею над Ним суд за грехи принятого Им на Себя человечества; каково же было Ему чувствовать негодование Своего Отца небесного?» (Филар.Черн. ).

«Если самый грубый человек иногда изнемогает под страданием пробудившейся совести, мучимый представлением только его одной греховной жизни, то какое мучение должно быть для пречистой души Богочеловека, когда она, в сознании своем, представила себя покрытою грехами всего мира»? (Иннок. Херс.) Господь скорбел не собственною, но нашею человеческою скорбию. «О как несмысленны, как бесчувственны мы, когда любим грехи, столько терзавшие Сына Божия! » - восклицает святитель Филарет (Черниг.). Каких мук, каких казней стоим мы, когда пренебрегаем муками Спасителя нашего, томившегося за наши беззакония!» «Самое совершенство святости Иисуса Христа умножало Его скорби и страдания, говорит святит. Филарет. Грешники в омрачении ума своего не видят всей гнусности и мерзости грехов. Окаменелые сердца их не чувствуют тех мучений, которые уготованы им в вечности. Совершенно святая душа Господа, нетерпящая никакой скверны, зрела все грехи всех человеков во всей наготе их. Беспредельно нежное Его сердце ощущало всю силу мучений, неизбежных следствий грехов».

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его

В описании пребывания Христа в Гефсимании евангелист Лука значительно разнится от Марка (Мк.14:32–42) и Матфея (Мф.26:36–46), нужно думать, что он здесь следовал неизвестному нам источнику.

«Пошел по обыкновению» (см. Мф.26:32). Об «обыкновении» Господа проводить ночи на горе Елеон см. Лк.21:37.