Толкования на Лк. 22:49

Прп. Исихий Иерусалимский

Недоумение XL. Какой смысл имеет выговор Христа воспользовавшемуся мечом, когда [Он] услышал спрашивающих, не нужно ли ими воспользоваться (Лк. 22:49), тогда как Сам Господь, как повествует Лука, повелел купить мечи (Лк. 22:36)?

Разъяснение. Господь повелел ученикам купить мечи, чтобы они не для отмщения [врагам] ими пользовались, но через них удостоверяя [учеников] о [грядущем] страдании, вместе с тем и исполняя пророчество, что «к беззаконникам причтён» (Лк. 22:37; Ис. 53:12). Ведь держать в руках ночью мешок и мечи подобает разбойникам. Не написано же, что на вопрос учеников разрешил Господь мечами пользоваться, [но] вместе с вопросом, сразу Пётр отсёк ухо у раба, не подождав ответа. Если же Матфей передаёт слова Господа «Верни меч твой на место его» (Мф. 26:52), а иной «оставьте, довольно» (Лк. 22:51), оба они одно и то же показывают – что не одобрил Господь произошедшего.

Цитаты из Св. Писания, если это особо не оговорено, приводятся по переводу еп. Кассиана (Безобразова) и П.А. Юнгерова. Слова в квадратных скобках отсутствуют в оригинале и добавлены для связности речи.Перевод: иерей Роман Романов.

«Собрание недоумений и разъяснений».

Блж. Феофилакт Болгарский

Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом

См. Толкование на Лк. 22:47

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 49-51 Видевше же, иже беху с Ним, бываемое, реша Ему: Господи, аще ударим ножем? И удари един некий от них архиереова раба и уреза ему ухо десное. Отвещав же Иисус рече: оставите до сего. И коснувся уха его, изцели его

Ученики Господа пред Гефсиманскою молитвою, слыша слова Его о мече, поняли их в смысле самозащиты (чит. Лк. 22:36), и один из них, увидя опасность со стороны врагов своему Учителю, забыв страх и опасность, вздумал было защищаться. Сказав: Господи, аще ударим ножем (не ударить ли нам мечем)? и, не дожидаясь ответа, ударил и пр.

По сказанию еванг. Иоанна (Ин. 18:10), это был ап. Петр. Прочие евангелисты не называют его по имени вероятно потому, что в то время, когда они писали свои Евангелия, он еще был жив, и указание его имени могло навлечь на него неприятности (Мих.). Удари архиереова раба и уреза (отсек) ему ухо десное (правое). Этот раб, по сказанию еванг. Иоанна (Ин. 18:10) назывался Малхом. Быть может, он первый поднял руку на Господа.

По еванг. Матфею, тут Господь еще сказал Петру: возврати меч твой в его место: ибо все, взявшие меч, мечем погибнут. Или ты думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть? (Мф. 26:52-54)

Защищение мечем со стороны ап. Петра хотя и происходило от любви к Господу, но оно, с одной стороны, было бесполезно и опасно, а с другой – показывало в нем недостаток веры в божественную помощь и покорности воле Божией: потому что, если бы нужно было освободиться, то Господь помолился бы, и Бог Отец послал бы Ему для защиты более двенадцати легионов Ангелов. Легион – римский полк, значит вообще множество. Сказано двенадцать, может быть, в соответствие двенадцати, на которых сделано нападение – Иисуса Христа и 11-ти апостолов, кроме Иуды.

Св. Златоуст говорит, что Иисус Христос сказал двенадцать легионов, чтобы больше успокоить Своих учеников. Как жe сбудутся Писания, что так быть должно, т. е. Писания пророков о том, что Иисус Христос, как Спаситель мира, должен пострадать и умереть? Поэтому совершенно напрасна и защита со стороны Петра. Обличив Петра, Господь коснулся уха Малхова и исцелил его.

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом

См. Толкование на Лк. 22:47