Толкования на Лк. 22:52

Блж. Феофилакт Болгарский

Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня

См. Толкование на Лк. 22:47

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 52-53 Рече же Иисус ко пришедшым Нань архиереом и воеводам церковным и старцем: яко на разбойника ли изыдосте со оружием и дрекольми яти Мя? По вся дни сущу Ми с вами в церкви, не простросте руки на Мя: но се есть ваша година и область темная

О первосвященниках (архиереях) и старейшинах (старцах) чит. в объясн. (Лк. 22:2). Воеводы церковные или начальники храма, это – распорядители, которым вверялись заботы об украшении храма и удовлетворения требований священников. (Феоф.)

Яко (как будто) на разбойника ли изыдосте (вышли) со оружием и дрекольми (с мечами и кольями) яти Мя (взять Меня). Такова была злоба врагов Иисуса Христа и жажда взять Его скорее, чтобы погубить, что они отрядили для этого целую вооруженную толпу, тогда как Он постоянно находился среди них, и они могли взять Его просто. По вся дни и пр. Этими словами Господь показал врагам, что они никогда не могли бы взять Его, если бы Он не предал Себя добровольно; потому что, если и прежде имели Его в своих руках, – видя Его всегда посреди себя, и не могли взять; то и ныне не могли бы сделать сего, если бы Он Сам не захотел. (Злат.)

У еванг. Матфея, как и у Марка, говорится, что тогда, т. е. когда взяли Господа, Его ученики все, оставив, Его бежали (Мф. 26:56; Мк. 14:50), как и было предсказано им от Господа после тайной вечери, бежали даже и пылкий Петр и любящий Иоанн. (Мф.26:31) «Когда сделали нападение на Господа, замечает Златоуст, тогда ученики еще оставались при Нем; а когда Он, добровольно предал Себя, тогда бежали.» После того как Апостолы увидели, что Богочеловек не хочет употребить никаких средств к Своей защите, страх тотчас подавил все их чувства и заставил только думать о спасении себя, и для этого было одно средство – скорейшее бегство.»

Се есть ваша година (ваше время) и область темная (власть тьмы). Господь указывает этим на теперешний ночной час и показывает основание, почему враги Его теперь берут Его здесь, а не при дневном свете в храме, где Он каждый день учил народ. Это – час, назначенный Богом для них, чтобы они привели в исполнение свой злой умысел. В этот час, на время, возобладала власть тьмы, власть темная, – неправедная, власть духа тьмы и злобы, орудием которой были начальники народные и Иуда. Господь пользуется для выражения своей мысли образом теперешней ночной тьмы, в которую суждено тьме духовной совершить свое темное дело. (Мих.) По Евангелию Марка (Мк.14:49) Господь прибавил здесь: да сбудется (исполнится) Писание, т. е. что Его предание и затем все, что последует за преданием, это должно быть по предсказанию древних пророков, – для спасения мира.

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня

См. Толкование на Лк. 22:47