Толкования на Лк. 22:71

Блж. Феофилакт Болгарский

Они же сказали: какое еще нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его

См. Толкование на Лк. 22:63

Прот. Иоанн Бухарев

Они же реша: что еще требуем свидетелства? Сами бо слышахом от уст Его

У Еванг. Матфея и Марка сказано: Тогда, т. е. когда Господь прямо сказал, что Он – Сын Божий Мессия, первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует, и проч. Как вам кажется? Они же (прочие судьи) сказали в ответ: повинен смерти (Мф. 26:65-66; Мк. 14:63- 64).

Первосвященник разодрал одежды свои. Раздрание одежды, т. е. передней части ее, у евреев выражало скорбь и сетование. Также раздирали одежды, когда слышали богохульство, т. е. дерзкие, унизительные слова для Бога (4 Цар. 19:1). Так поступил и первосвященник Каиафа. В раздрании одежды Каиафою некоторые из толкователей (Феофил. и др.) видят образ раздрания ветхозаветного священства. «Каиафа, рассуждает св. Лев великий, для усиления ненависти к ответу Иисуса Христа, растерзал ризы свои, и не разумел того, что он выражал этим безумием, – именно лишил себя таким образом первосвященнического сана.»

Вы слышали богохульство Его, т. е. то, что Христос, будучи простым человеком, называет Себя Сыном Божиим. Как ни очевидно было, что Иисус Христос был истинный Мессия, первосвященники и книжники не верили сему, и вот, когда Господь называет Себя таковым Мессиею – Сыном Божиим, они видят в этом богохульство. Как вам кажется? т. е. каково ваше мнение по поводу произнесенной Иисусом Христом, по их мнению, хулы? Наказанием за богохульство у евреев была смертная казнь (Лев. 24:10-16). Тогда судьи поспешили воспользоваться тем, что Иисус Христос прямо назвал Себя Сыном Божиим, – признали Его повинным смерти. Так кончился беззаконный суд над Господом в Синедрионе.

Св. Златоуст замечает при этом: «поелику первосвященники знали, что если дело будет исследовано и тщательно рассмотрено, то Иисус Христос окажется невинным, потому сами осуждают Его и, предупреждая слушателей, говорят: вы слышали хулу Его. Смотрите, как они едва не вынуждают, едва не насильно исторгают осуждение Его». По еврейскому закону, уличенные в богохульстве должны быть побиваемы камнями (Лев. гл. 24). Но Иудеи, согласно непостижимой для них воле Божией, не хотели предать Господа этой казни, а решились подвергнуть более поносной – распятию на кресте и потому силились обвинить Его не только в богохульстве, но и в политических преступлениях (Лк. 23:2).

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Они же сказали: какое еще нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его

См. Толкование на Лк. 22:67