Толкования на Лк. 23:46

Блж. Феофилакт Болгарский

Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух

См. Толкование на Лк. 23:44

Прот. Иоанн Бухарев

И возглашь гласом велиим Иисус, рече: Отче, в руце Твои предаю дух Мой. И сия рек издше

Отче в руце Твои… Это были последние слова Господа на кресте, их передает только св. Лука. Но еванг. Иоанн повествует, что Иисус Христос пред сими словами еще воскликнул совершилось (Ин. 19:30), т. е. совершилось то дело, для которого приходил на землю, Он, Мессия, (Ин. 17:4), – совершилось дело искупления и примирения Бога с человеком посредством страданий и смерти Его. Совершилось все: жертва принесена и Бог примирен. Совершилось все, что было обетовано Богом, что предсказано пророками и что прообразовано ветхозаветными событиями.

Какого же Мессию доселе ждут иудеи? Пусть получше вникнут они во все ветхозаветное; сопоставят то с жизнию и деяниями Господа Иисуса Христа, и – да не будут неверующими, но верующими.

Отче в руце Твои… Эти слова из псалма (Пс. 30:6). В устах Господа они выражают Его единение с Отцем Его Небесным. По поводу слов Господа: Отче в руки Твои предаю дух Мой один из духовных писателей замечает: «С полным сознанием и свободною волею Господь отдает Свой дух на разлуку с Своим телом: смерть не имела бы на Нем никакой власти, если бы Он не отдался ей добровольно. Он распоряжается Своею душою, как имеющий власть над нею, и предает ее Своему Отцу, к Которому возвращается в сыновное отношение, по совершении крестной жертвы.» «Если Господь, наш Ходатай, предал дух Свой Богу, замечает при сем один из святителей, то этим Он и нашему духу проложил путь к Богу, чтобы и мы в последний час могли распоряжаться своим духом и предали его Богу, зная, что небо открыто, и как душу Лазаря ангелы отнесли на лоно Авраамово, так и нашу отнесут ко Господу». (7 сл. на Голг.).

По Евангелиям Матфея (Мф. 27:46), Марка (Мк. 15:34) и Иоанна (Ин. 19:28), Иисус Христос пред Своею смертию возглашал еще слова: Боже Мой, Боже Мой для чего ты Меня оставил? и жажду! Эти слова – из 21-го псалма царя Давида, где пророк за 1000 лет изобразил крестные страдания Спасителя с такою точностию, как бы писал его у самого креста. Весь гнев Божий, который должен излиться на все человечество за грех, теперь сосредоточился, так сказать, на одном Христе, приносящем Своею смертию искупительную жертву за грехи всего мира, и Бог как бы оставил Его теперь, чтобы принять благоволительную жертву сию в искупление всех грехов. (Мих.)

«Господь принял на Себя грехи мира, и несет их, как Свои собственные, пишет один из духовных писателей». (Воскр. Чт. 1876 г.). К наказанию же за грехи наши принадлежит, вместе с телесными муками, чувство Богооставленности, отлучения от Бога; и вот теперь, когда Он висит на кресте, чувствует произведенную нашими грехами между Богом и Им, пропасть, не чувствует близости любви Божией, чувство Богосыновства как бы не существовало для Него, Он чувствует Себя только Сыном человеческим. И это оставление было самым тяжким для Господа среди страшных мучений Его на кресте – и телесных и душевных, и оно вызвало Его восклицание: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» «Богочеловек испил полную чашу страданий и был оставлен Отцем, чтобы нам не быть оставленными Богом», пишет преосвященный Иннокентий.

– «Если и ты, христианин, чувствуешь великость грехов своих, отдаляющих тебя от Бога, поучает один из архипастырей по поводу слов Господа: Боже Мой, Боже Мой и пр., то не забывай, что и твои грехи взял на Себя Спаситель твой и не отчаивайся в своем спасении, как бы ни казалось оно от тебя далеким по причине твоих грехопадений».

Издше (испустил дух) – умер. Смерть Иисуса Христа последовала скоро, около 9-го часа дня, по нашему счету 3-го часа по полудни; распят же Он был около 6-го, по нашему, 12-го часа дня (ст. 14), следовательно Иисус Христос висел на кресте около 3-х часов: между тем, как распятые были живы иногда по нескольку суток. Такая скорая смерть Его привела даже в удивление Пилата, как повествуется у еванг. Марка (Мк. 15:44). Она объясняется предшествовавшими страданиями Иисуса Христа в саду Гефсиманском, затем у Каиафы и Пилата, которые весьма сильно ослабили Его, и наконец кровотечением из ран. В пяток, накануне Пасхи, Господь умер.

«Ветхозаветная пасха праздновалась в воспоминание величайшего благодеяния Божия – изведения израильтян из тяжкого плена в Египте, пишет архимандрит Фотий; как прилично было в эти же дни последовать и тому великому событию, которое избавляет нас от плена адова и от работы греху и диаволу! Как прилично было заклатися и датися в снедь верным небесному Агнцу Божию, вземлющему грехи мира, в то время, когда закалали и снедали пасхального агнца, служившего прообразом Его! А между тем, сей великий праздник, собиравший народ со всех стран земли на это торжество к Иерусалиму, собрал вместе и на сие зрелище крестной жертвы, которая назначена для всего мира.

В пяток претерпел Господь крестные страдания и смерть. По ветхозаветному счислению, это был шестой день седмицы, день сотворения человека. Так в шестой же день совершилось и воссоздание его. По всей вероятности, в сей же день последовало и падение Адамово, каковой мысли требует точная, везде усматриваемая в деле искупления, соответственность между собою падения и восстановления человека.

Господь был распят в шестом (Лк. 23:24), по нашему счислению, в 12-м часу дня. По всей вероятности, продолжает Фотий, это был тот самый час, в который, как в преполовение дня, прародительница наша, ощутившая уже алчбу, искала плодов для пищи и, подошедши к запрещенному древу, по искушению змия, – диавола, простерла руку к запрещенному плоду, вкусила от него и подала мужу своему, и ядоста оба (Быт. 3:6); в сей то час у второго Адама простираются руки на кресте и гвоздием прободаются, чем искупляется дерзновенное простертие рук прародительских, причинившее нам столько зол и бедствий».

– «Благоговейно воспоминай страсти Господни, христианин, поучает один из духовных писателей при размышлении о них, и ты не только не согрешишь грехом смертным, а еще будешь готов на всякое благое дело. Так, если какой-либо соблазн будет увлекать тебя на грех или какая страсть будет возникать в сердце твоем, ты скорее обратись духом к Спасителю, пригвожденному ко кресту, и скажи сам себе: смотри, до чего довели грехи наши Господа и Владыку всех.

Подобным образом поступай, и когда представится тебе случай совершить благое дело. Просят ли, напр., у тебя прощения в причиненном тебе оскорблении? Ты вспомни Спасителя, на кресте молящегося за Своих распинателей: вспомни и то, сколько долгов тебе прощает Господь, и ужели не простишь ты брата своего? Просят ли у тебя помощи бедствующие, нуждающиеся? Опять обратись духом к Господу, который для избавления нас от мук вечных снисшел до зрака раба и не пощадил бесценной крови и самой жизни Своей; и ужели ты не поможешь бедствующим братьям твоим, которых Господь называет и Своими братьями меньшими? В той же мысли о кресте Господнем, ищи, душа верующая, и самой себе помощи и утешения, когда подвергаешься каким-либо бедам и напастям. Представь Божественного страдальца, вспомни Подвигоположника нашего, заповедавшего и нам нести крест свой, и иди в след Его, и будь уверен, что столько пострадавший за нас, Сам искушен быв, может и нам искушаемым помощи.»

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух

См. Толкование на Лк. 23:44