Толкования на Лк. 23:49

Прав. Иоанн Кронштадтский

Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это

Те, коих сердцу всего ближе был Иисус распятый, стояли издалеча от креста, потому что ближайшие места заняты были старцами иудейскими, воинами и народом. Они следили взором за вожделеннейшим Господом.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феофилакт Болгарский

Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это

См. Толкование на Лк. 23:44

Прот. Иоанн Бухарев

Стояху же вси знаемии Его издалеча, и жены споследствовавшыя Ему от Галилеи, зрящя сия

Знаемии (знавшие) Его (И. X.). По всей вероятности, это были более близкие к Господу из Иерусалима и окрестностей его, как то: Лазарь с сестрами, хозяин дома, где происходила Тайная вечеря, и др.

Жены, споследствовавшие Ему (следовавшие за Ним) от (из) Галилеи. Это были последовательницы или ученицы Христовы. Известно, что между последователями Господа были и женщины (Лк. 8:2-3). «Из Апостолов, кроме Иоанна Богослова, никого не было у креста Христова: страх пересилил любовь к Учителю. Зато любовь женщин учениц превозмогла всякий страх.

Еванг. Матфей и Марк указывают (Мф. 27:56, 61; Мк. 15:40) между женщинами, стоявшими у гроба Господня: Марию Магдалину, Марию, мать Иакова Меньшего и Иосии, Саломию мать сынов Зеведеевых. Магдалина – происходившая из города Магдалы, на юго-западном берегу Галилейского озера, и исцеленная Господом от беснования (Мф. 15:39).

Мария, мать Иакова и Иосии. Полагают, что это была Сама Пресвятая Матерь Господа. (Злат, и Феоф.) Евангелисты называют Ее материю Иакова и Иосии, потому что Иаков и Иосия были дети Иосифа от умершей жены его. А так как Богородица называлась женою Иосифа, то приходилась и Матерью (Мачихою) детей его. Саломия, мать сынов Зеведеевых, т. е. Апостолов Иакова и Иоанна.

Споследствовавшие Ему (за Ним) от (из) Галилеи. О Галилее чит. в объясн. (Лк. 3:1). Стояху издалеча (стояли вдали), зряще сия (смотрели на это). Стояли вдали, потому что приблизиться ко кресту не позволяли им римские воины, окружавшие крест; да и не безопасно было им приблизиться туда, при всеобщем волнении. Смотрели на это, т.е. с ужасною скорбию души смотрели на страждущего своего Господа и Учителя.

– Евангелист Иоанн пополняет сказание прочих евангелистов о смерти Господа следующим обстоятельством: Господь умер в три часа по полудни, и наступало навечерие пасхальной субботы; а по закону Моисееву (Втор. 21:23), тела казненных должны быть убраны до захождения солнца, особенно для такого великого дня. Поэтому, для ускорения смерти распятых Господа и двух разбойников посланы были воины перебить тяжелым молотом их голени, т. е. ножные кости. Перебили голени разбойникам, подошли и к Иисусу Христу; но Он уже был мертв.

Тогда один из воинов, еще не вполне уверенный в Его смерти, пронзил Ему копьем бок, и из раны потекла кровь и вода: кровь, указывавшая на таинство причащения, а вода – на таинство крещения, установленные Господом Искупителем для спасения людей. В несокрушении голеней у Господа исполнилось, прообразовавшее это обстоятельство, запрещение раздроблять кости пасхального агнца (Ин. 19:31-37).

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это

См. Толкование на Лк. 23:44