Толкования на Лк. 23:51

Блж. Феофилакт Болгарский

не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия

См. Толкование на Лк. 23:50

Прот. Иоанн Бухарев

сей не бе пристал совету и делу их, от Аримафеа града Иудейска, иже чаяше и сам Царствия Божия

Не бе пристал (не участвовавший) совету и дел их (судей), т. е. по своей правдивости Иосиф отказался от участия в суде Синедриона над Господом, отказался, конечно, потому, что считал Господа невинным. Из Аримафеи города Иудейского. По всей вероятности, из города Рамы, где жил пророк Самуил (Мф. 2:18); этот город находился невдалеке от Иерусалима. Чаяше, той Царствия Божия, т. е. считал Иисуса Христа за обещанного Мессию и ожидал, вероятно, как и все почти тогда, даже и сами Апостолы до известного времени, открытия земного царства Мессии (Лк. 24:21). «Господь умер. Некому воздать Ему последний долг, пишет один духовный писателей (Воскр. Чт. 29 г.).

Кто осмелится почтить погребением Того, Который умер на кресте, яко злодей? Кто осмелился идти на перекор приговору начальников и всего народа, – идти на перекор всеобщему мнению? Не значит ли это сильнее слов обличить в неправде и преступлении Его судей и распинателей и потому обратить их злобу на себя? Кто отважится приступить с почтением к кресту казненного, когда и неразлучные ученики Его оставили Его, лишь только Он был взят под стражу? Кто решится явить себя учеником Распятого, когда и самый ревностный из учеников Петр отрекся от Него? Если незнатные и бедные ученики не решалис на это, хотя, по незнатности своей, они легко могли избегнуть преследований, как люди неопасные: то как решиться вельможе, члену того судилища, которое приговорило Господа к смерти?

И однакож Иосиф решается… Но если великое мужество нужно было для того, чтобы победить страх и пренебречь опасностию, то не менее нужно было для того, чтобы победить стыд, хотя и ложный. Представьте на месте казни, между трупами двух разбойников, на позорном древе крестном, висит тело человека, который казнен, как обманщик и возмутитель, этого человека, обесчещенным более всех сынов человеческих (Ис. 53:3), погребает с великою честию богатый и знатный человек! снимает со креста, помазывает благовониями, покрывает чистою плащаницею и полагает в своем саду, в новом гробе (Мф.27:60; Лк. 23:53), который приготовлен был им для себя. Для совершения такого подвига потребно было истинное мужество и самоотвержение.

Что же могло подвигнуть Иосифа на такой великий подвиг? Крепкая вера и любовь к Господу. Другие видят в Иисусе Христе обманщика, возмутителя, чародея; Иосиф по прежнему видит в Нем, даже поруганном и распятом, пророка, обещенного Избавителя. Иосиф видит Господа одиноким, всеми оставленным, дух его возмущается, сердце ноет от жалости, и он забывает и страх, и стыд, и спешит снять драгоценное тело с позорного древа, увлечь с места казни и скрыть от наглых взоров, публично почтив Его погребальными почестями в виду всех поруганий. Таков подвиг Иосифа, достойный нашего удивления, ублажения и подражания!»

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия

См. Толкование на Лк. 23:44