Толкования на Лк. 24:12

Прп. Исихий Иерусалимский

Недоумение LV. Почему Иоанн повествует, что Пётр и Иоанн побежали ко гробу Господа (Ин. 20:3), а Лука написал, что только один Пётр ко гробу пришёл (Лк. 24:12)?

Разъяснение см. Ин. 20:3

Блж. Феофилакт Болгарский

Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему

См. Толкование на Лк. 24:1

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 12-14 Петр же востав тече ко гробу и приник виде ризы едины лежащя: и отиде, в себе дивяся бывшему. И се, два от них беста идуща в тойже день в весь, отстоящу стадий шестьдесят от Иерусалима, ейже имя Еммаус: и та беседоваста к себе о всех сих приключшихся

О путешествии ко гробу Христову ап. Петра, не одного, но вместе с Иоанном Богословом, подробно передается в Евангелии самого Иоанна (Ин. 20:1- 10); св. Лука лишь кратко упоминает о нем. О явлении же Господа Еммаусским путешественникам подробно, и только один повествует св. Лука, а кратко упоминает о нем евангелист Марк (Мк. 16:12- 13). Это было тотчас же, когда жены мироносицы, ходившие ко гробу Христову, возвратились оттуда и возвестили Апостолам, что там видели и что от Ангелов слышали. Об этом путешествии, как замечено, подробно повествует еванг. Иоанн (Ин. 20:1, 10).

Два от (из) них, т. е. из числа Апостолов. Это были из числа 70 Апостолов и прочих верующих (Лк. 24:9). Один из них далее называется Клеопою (Лк. 24:18). По всей вероятности, это был тот Клеопа, о жене которого – двоюродной сестре Богоматери, Марии упоминается в Евангелиях и в преданиях (Мф. 1:24, 12:46,47); другой же, по преданию, был сам Лука. Это видно из того, что он так подробно описывает событие. Не называет же он себя по смирению.

В той же день, т. е. в самый день воскресения Христова, в который утром жены мироносицы и Апостолы Петр и Иоанн ходили ко гробу (Ин. 20:1, 12). В весь Еммаус. Полагают, что это было селение на запад от Иерусалима по дороге в Иоппию или Яффу. Стадий шестьдесят, – приблизительно 10–12 верст. «Идут из Иерусалима, замечает митр. Филарет, в недальнее селение Еммаус, не знаем, по какой надобности, но конечно, не без надобности, в такой день, в который оставаться в Иерусалиме было бы любопытно, хотя не для всех безопасно.» Беседоваста к себе (разговаривали между собой) и пр., т. е. говорили о событиях последних дней земной жизни своего Господа и Учителя Иисуса Христа, – о Его страданиях, распятии и т. д. или о событиях текущего дня, которые описаны св. Лукою пред повествованием о Еммаусских путешественниках, именно о путешествии на гроб Христов мироносиц и Апостолов Петра и Иоанна (Лк. 24:1-12).

Эти события такое произвели действие на Еммаусских путешественников, что они не знали, что думать о них, и оттого, как ниже сказано, были печальны (еста дряхла, Лк. 24:17). «Идут и разговаривают, пишет еще свят. Филарет о Еммаусских путешественниках. О чем разговаривают? О надобности ли, для которой идут, или о разных предметах, попадающих на ум и на язык? Нет, их разговор не легкомысленный, не празднословный: та беседоваста к себе о всех сих приключшихся.

Они беседовали о страданиях Иисуса Христа, о Его распятии, погребении, наконец о Его воскресении, которому любящее Его сердце их желало бы верить, но которому нераскрытое разумение их боялось еще верить. Сомнение не удалило их от Христа, к Которому влекла их любовь; и страх врагов Его не воспрепятствовал им исповедать Его, как чаемого Спасителя, нечаянному неизвестному спутнику: надеяхомся, яко Сей есть хотяй избавити Израиля»(Лк. 24:21).

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему

См. Толкование на Лк. 24:1