Толкования на Лк. 24:39

Свт. Афанасий Великий

Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня

Господне тело, согласно с божественными Писаниями, было человеческое по естеству, заимствованное от Марии и истинное: оно было истинное, потому что тождественно с нашим. Мария сестра нам, потому что все мы от Адама. И в этом никто да не сомневается, памятуя, что написал Лука. Ибо по воскресении из мертвых, когда некоторые думали, что видят Господа не в теле заимствованном от Марии, вместо же него представляется им дух, Господь сказал: «видите руце Мои и нозе Мои и язвы гвоздинныя, яко сам Аз есмь: осяжите Мя и видите, яко дух плоти и кости не имать, якоже Мене видите имуща. И сия рек, показа им руце и нозе». Этим снова могут быть обличены осмеливающиеся говорить, что Господь изменился в плоть и кости. Не сказал Он: «якоже Мене видите» сущего «плоть и кости», но: «имуща», в устранение мысли, что изменилось в них само Слово, во удостоверение же, что имеет их и по воскресении, как имело прежде смерти.

Послание к Эпиктету, Епископу коринфскому, против еретиков.


И для чего, говоря и доказывая, что имеет плоть и кости, сказал: Дух плоти и кости не имать, якоже Мене видите, не сущаго плоть и кости, но имущаго их? – не научает ли Он этим, что естество Духа неизреченно, самая же осязаемость есть свойство тела, подобнаго нашему, какое заимствовал Он Себе от Девы не иным каким способом, но естественным рождением, чтобы по естеству было оно тело, и также по естеству неотлучно было от Божества Слова? Так произошла и смерть, тело прияло ее по естеству, а Слово потерпело по изволению, и свободно собственное Свое тело предало на смерть, чтобы и пострадать за нас естественно, и воскреснуть ради нас Божески Так и все дело рождения и смерти имеет целию наше взыскание и возстановление.

Против Аполлинария. Книга первая.

Свт. Григорий Палама

Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня

Так как Он видел, что они были потрясены неожиданностью и невероятностью видения; потому что говорится, что они подумали, что видят дух, и что то, что они видят – привидение, то вот Он Сам возвещает им волнение их сердца, и показывает им, что Он – Тот Самый, Кому и до Страстей и Воскресения они говорили: «Ныне вемы, яко веси вся, и не требуеши, да кто Тя вопрошает» (Ин.16:30), удостоверяя их чрез испытание и осязание; потому что, когда Он увидел, что они восприняли истину, Он утверждает их еще и чрез сие испытание: немедленно (после того) как (преподал) им мир, Он предложил принять участие в их еде.

Омилия 21. На Вознесение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня

Осяжите Мя, и видите; начните действовать по указанию заповедей Моих, осяжите Меня жизнью по воле Моей и увидите Меня, невидимого, увидите духовным ощущением души вашей; каждый таким образом осязающий Меня, удостоверится во Мне и в восторге о обретении Меня воскликнет с возлюбленным Моим апостолом: Господь Мой и Бог мой (Ин. 20.28).

Аскетическая проповедь.

Прп. Исихий Иерусалимский

Недоумение LIX. Когда случилась трапеза, рассказанная Лукой? Если прежде исполнения сорока дней, а значит и вознесения, как сразу вознесён был, ведь написал [Лука] что «вывел их из [города] до Вифании» и прочее и что «стал возноситься на небо»? Если же в сороковой [день], как тогда учениками был осязаем (Лк. 24:50-51; 39), ведь в первый день и в восьмой по Воскресении уже был осязаем [учениками] (Ин. 20:20; 27)?

Разъяснение см. Лк. 24:50-51

Блж. Феофилакт Болгарский

Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня

См. Толкование на Лк. 24:36

Прот. Иоанн Бухарев

Видите руце Мои и нозе Мои, яко сам Аз есмь: осяжите Мя и видите: яко дух плоти и кости не имать, якоже Мене видите имуща

Почему Иисус Христос для уверения апостолов в том, что это действительно Он, показал им Свои руки и ноги? Потому что на них были видимы язвы, прободенные при распятии гвоздями на кресте. «Я, – как бы так говорил Господь, – ваш учитель, распятый на кресте и воскресший из мертвых. Вот, посмотрите и осяжите язвы, знаки моего распятия и воскресения».

Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.

См. Толкование на Лк. 24:38

Лопухин А.П.

Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня

См. Толкование на Лк. 24:36