Толкования на Лк. 24:52

Свт. Филарет (Дроздов)

Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью

Неожиданным показаться может засвидетельствованное Евангелистом действие вознесения Господня на Апостолов: возвратишася в Иерусалим с радостию великою. Можно бы подумать, что они будут очень опечалены разлучением с своим Божественным Учителем и Спасителем: но они очень радуются. Почему это? Радуются потому, что теперь совершенна вера их, и отверзст ум их к разумению таин Христовых: они веруют и знают, что Христос, как воскресением Своим сокрушил двери ада, и открыл верующим исход из него, так вознесением Своим отверзает двери неба, и открывает верующим вход в него. Радуются потому, что совершенна их любовь: сладостно для них то, что возлюбленный Спаситель восходит на небо в блаженство и славу, хотя сами они остаются на земли для подвигов и страданий. Радуются потому, что совершенна их надежда; они чают и предчувствуют, что вознесшийся Господь, по обещанию Своему, вскоре послет им инаго утешителя, Святаго Духа; и что, наконец, по предвестию Ангельскому, сей Иисус вознесыйся на небо, такожде приидет (Деян. I. 11); и приидет для того, чтобы исполнить Свое другое обещание: паки прииду и поиму вы к Себе (Иоан. XIV. 3).

Беседа в день Вознесения Господня и обретения мощей Святителя Алексия. 1854 г.

Прп. Силуан Афонский

Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью

Апостолы, по Вознесении Господнем, возвратились, как сказано в Евангелии, с радостью великою. Первая радость их была в том, что они познали Истинного Господа Иисуса Христа. Вторая радость, что они возлюбили Его. Третья, что они познали вечную небесную жизнь. И четвертая радость – они желали миру спасения, как и себе. А затем радовались они потому, что познали Духа Святого и видели, как Он в них действует. Апостолы любили Господа, и потому не боялись никаких страданий. Они любили Господа, любили и народ, и эта любовь отняла у них всякий страх. Они не боялись ни страданий, ни смерти, и потому Господь послал их в мир просвещать людей.

Писания. О пастырях.

Блж. Феофилакт Болгарский

Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью

См. Толкование на Лк. 24:45

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 52-53 И тии поклонишася Ему, и возвратишася во Иерусалим с радостию великою: и бяху выну в церкви, хваляще и благословяще Бога. Аминь

Почему апостолы не скорбью, а в радости возвратились в Иерусалим после вознесения Христова? Потому что вполне видели в Нем Спасителя мира, который страданиями Своими искупил грехи человеческие, воскресением Своим сокрушил ад и, наконец, вознесением Своим на небо открывает верующим вход туда для блаженства с Ним.

Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.

Тии поклонишася Ему (они, Апостолы, поклонились возносившемуся Иисусу Христу), т. е. в знак прощания с Ним и в знак должного почтения к Нему.

Возвратишася (возвратились) в Иерусалим с великою радостию. Прежде, когда Господь только говорил Апостолам о предстоящей разлуке, сердца их исполнились печалию (Ин. 16:5-6); теперь же, видя Его, оставляющего их и возносящегося от них на небо, они радуются – радуются потому, что за время пребывания с ними Господа в продолжении 40 дней, – от Его воскресения до вознесения, – произошла великая духовная перемена в них. Апостолы радуются теперь, что Господь как воскресением Своим сокрушил двери ада и открыл верующим выход из него, так вознесением Своим отверзает двери неба и открывает верующим вход в него. Радуются, что Господь входит в Свою славу, о чем Он так недавно говорил Еммаусским путешественникам (Лк. 24:26), и сами они будут ожидать исполнения обещенного Им Господом сошествия на них Духа Святого.

В церкви (в храме), – по преданию, в той самой горнице, где совершена была Господом с Апостолами Тайная вечеря и которая так теперь живо напоминала им о Нем. Выну (всегда), – т. е. до дня сошествия на них Святого Духа, в продолжение 10 дней со времени вознесения. Хваляще и благословляще Бога, т. е. за все Его милости как ко всему человеческому роду, так и лично в отношении к ним самим.

Спросит ли кто: почему Господь Иисус Христос не явился, по воскресении Своем, иудеям? Св. Златоуст так отвечает на этот вопрос: «Если бы Господь мог обратить их к вере, то не преминул бы явиться. Но Господь предвидел, что этого не могло быть. Сему научает Он нас чрез Лазаря. Ибо, когда воскресил Он сего четверодневного мертвеца, смердящего и тлевшего; когда, по гласу Его, сей мертвец, обвитый погребальными пеленами, встал пред лицем всех: то и тогда не только не обратил их к вере, но еще раздражил против Себя, так что они совещались убить и Его Самого, и Лазаря (Ин. 12:10).

С другой стороны, иудеи подверглись бы более жестокому наказанию, если бы Господь явился им по воскресении, и они не уверовали в Него. Потому-то, щадя их, хотя Сам и скрывался от очей их, но в то же время, для обращения их, открывался в знамениях и чудесах. Так, слышат Петра, говорящего: во имя Иисуса Христа востани и ходи (Деян. 3:6) не менее значило, как и видеть Христа воскресшего. Когда воскресший Христос явился ученикам, то и между ними нашелся один неверующий – Фома, который для уверения своего требовал вложить персты свои в язвы гвоздинные, осязать ребра Христовы. Если же ученик оный, который три года жил со Христом, участвовал в трапезе Господней, был свидетелем величайших Его знамений и чудес, слушал Его беседы и уже видел Его воскресшим, и при всем том не прежде поверил, как когда узрел самые язвы гвоздей и копий; то, скажи мне, как уверовал бы в Него весь мир потому только, что все видели Его в то время воскресшим? Кто дерзнет утверждать сие?»

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью

См. Толкование на Лк. 24:50