Толкования на Мф. 1:18

Свт. Иоанн Златоуст

Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго

Чтобы ты, услышав о муже Марии, не подумал, что Иисус родил­ся по общему закону природы, смотри, как он устраняет эту мысль дальнейшими словами. Ты слышал, говорит он, о муже, слышал о матери, слышал об имени, дан­ном младенцу; теперь выслушай и то, как Он родил­ся. «Рожде­с­т­во Иисуса Христа было так». Скажи мне, о каком рождении говоришь ты? Ты уже сказал мне о предках. Хочу, говорит евангелист, сказать и об образе рождения. Видишь ли, как он возбудил внимание слушателя? Как бы намереваясь сказать нечто новое, обещает изъяснить образ рождения. И заметь, какой превосходный порядок в рассказе. Не вдруг стал говорить о рождении, но прежде напоминает нам, которым был Христос (в порядке родов) от Авраама, которым от Давида и от переселения в Вавилон; а этим побуждает слушателя тщатель­но исследо­вать время, желая показать, что Он есть тот самый Христос, Который предвозвещен пророками. В самом деле, когда исчислишь роды и по времени узнаешь, что Иисус есть точно Христос, тогда без затруднения поверишь и чуду, совершив­шемуся в рождении. Поелику же евангелисту нужно было говорить о великом деле, каково рождение от Девы, то сперва, не приступая к исчислению времени, он с намерением затемняет речь, упоминая о муже Марии, и даже прерывает пове­с­т­вование о рождении, а потом исчисляет уже лета, напоминая слушателю, что рожден­ный есть Тот самый, о Котором говорил патриарх Иаков, что Он явит­ся при оскудении князей от Иуды, и о Котором пророк Даниил предвозвестил, что Он придет по истечении многих седмиц. И если кому угодно те годы, которые ангел определил Даниилу числом седмиц, от построения города вычислить до рождения Иисусова, тот увидит, что время рождения Его согласно с предсказанием. Итак, скажи, как Иисус родил­ся? «По обручении Матери Его Марии». Не сказал: Деве, но просто: Матери, чтобы речь была понятнее. Но приведя сперва слушателя в ожидание услышать нечто обыкновен­ное, и удержав его в этом ожидании, вдруг изумляет присовокуплением необыкновен­ного, говоря: «Прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго». Не сказал: прежде, нежели приведена была в дом к жениху, она жила уже у него в доме, так как у древних было обыкновение держать обручен­ных по большей части в своем доме, чему и ныне еще можно видеть примеры. И зятья Лотовы жили в доме у Лота. И так и Мария жила в одном доме с Иосифом.

Но почему не прежде обручения Она зачала во чреве? Чтобы, как я сказал еще в начале, зачатие до некоторого времени оставалось тайною, и Дева избегла всякого худого подозрения. Тот, которому надлежало ревно­вать более всякого другого, не только не отсылает ее от себя и не бесчестит, но принимает, и оказывает ей услуги во время беремен­ности. Но явно, что, не будучи твердо удостоверен в зачатии по действию Св. Духа, не стал бы держать ее у себя и во всем ей услужи­вать. Притом весьма вырази­тель­но сказал евангелист: «Оказалось, что Она имеет во чреве», – как обыкновен­но говорит­ся о про­исше­с­т­виях особен­ных, случа­ю­щихся сверх всякого чаяния и неожидан­ных. Итак, не простирайся далее, не требуй ничего больше сказан­ного, и не спрашивай: каким образом Дух образовал Младенца в Деве? Если при есте­с­т­вен­ном действии невозможно объяснить способа зачатия, то как можно объяснить его, когда чудодействовал Дух? Чтобы ты не беспоко­ил евангелиста и не утруждал его частыми об этом вопросами, он освободил себя от всего, наименовав Совершив­шего чудо. Ничего больше не знаю, говорит он, а знаю только, что событие совершилось силою Духа Святого. Пусть стыдят­ся те, кто старает­ся постигнуть сверхъесте­с­т­вен­ное рождение! Если никто не может изъяснить того рождения, о котором есть тысячи свидетелей, которое за столько веков предвозвещено, которое было видимо и осязаемо, то до какой степени безумны те, которые с любо­пытством исследуют и тщатель­но старают­ся постигнуть рождение неизречен­ное? Ни Гавриил, ни Матфей не могли ничего более сказать, кроме того, что родив­шееся есть от Духа; но как, и каким образом родилось от Духа, этого никто из них не объяснил, потому что было невозможно. Не думай также, что ты все узнал, когда слышишь, что Христос родил­ся от Духа. Узнав и об этом, мы еще многого не знаем, например: как невместимый вмещает­ся в утробе? Как всесодержащий носит­ся во чреве жены? Как дева рождает, и остается девою? Скажи мне, как Дух устро­ил этот храм? Каким образом не всю плоть принял от утробы, но только часть ее, которую потом возрастил и образовал? А что точно про­изошел из плоти Девы, евангелист ясно показал это словами: «От Которой родил­ся»; и Павел словами: «Который родил­ся от жены» (Гал. 4:4). От жены, говорит он, – заграждая уста тем, которые утверждают, что Христос прошел чрез Марию, как бы сквозь некоторую трубу. Если это справедливо, то нужна ли была и девическая утроба? Если это справедливо, то Христос не имеет с нами ничего общего; напротив плоть Его различна с нашею, не одинакового с нею состава. И как же наз­вать Его тогда происшедшим от корня Иессеева? Жезлом? Сыном человеческим? Как и Марию наз­вать Матерью? Как сказать, что Христос про­изошел от семени Давидова? Воспринял зрак раба? Что «Слово стало плотию»? Почему же Павел сказал римлянам: «От них Христос по плоти, сущий над всем Бог» (Рим. 9:5)? Из этих слов и из многих других мест Писания видно, что Христос про­изошел от нас, из нашего состава, из девической утробы; а каким образом, того не видно. Итак, и ты не разыскивай, но верь тому, что открыто, и не старайся постигнуть того, что умолчано.

Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 4-я.

Свт. Хроматий Аквилейский

Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго

Блаженный Матфей, перечислив поколения, добавил о надежде на наше спасение, говоря так: Рождество Христа было так. По обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что она имеет во чреве от Духа Святого. Итак, это небесное таинство, это скрытое и утаенное от века таинство, так как Дева зачала от Святого Духа. Этот порядок Господнего воплощения полнее показывает Лука, так как он сообщает, как ангел вошел к Марии и приветствовал ее, говоря: Радуйся, благодатная (Лк. 1:28) и так далее. И когда она спросила его, каким образом случится то, что ей возвещено, так как она мужа не знала, сказал ей: Дух Святой найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое святое наречется Сыном Божиим (Лк. 1:35). Ибо было достойно, чтобы святая Мария, намеревавшаяся принять во чреве Господа славы, затем прославлялась Святым Духом и силой Всевышнего за то, что благословенным чревом приняла в себя Создателя мира. Впрочем, и Матфей, и Лука начали с телесного рождения Господа, а Иоанн начал речь с Его Божественного рождения: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть (Ин. 1:1-3), чтобы мы поняли, как евангелисты показывают двойным таинством и неким двойным путем и Божественное, и телесное рождение Господа. Впрочем, и то, и другое рождение Господа невыразимо, но рождение от Отца превосходит всякую меру повествования и удивления. Телесное рождение Христа происходит во времени, а Его Божественное рождение - до времен. Первое в веке, второе прежде веков, первое от Девы матери, второе от Бога Отца. Телесному рождению Господа были свидетелями ангелы и люди, а Его Божественному рождению - никто, кроме Отца и Сына, ибо ничего нет прежде Отца и Сына. Но так как Бог Слово не мог быть видим в славе Своего Божества, Он воспринял видимую плоть, чтобы показать незримую Божественность. Он принял от нас наше, чтобы даровать нам Свое.

Трактат на Евангелие от Матфея.

Свт. Феолипт Филадельфийский

Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго

Единородный Сын Божий, рожденный от Отца без Матери, рождается от Матери без отца, чтобы ты, оставив отца, мать и всю родню, прилепилась ко Христу и постоянно пела такой псалом: Яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя (Пс. 26:10).

Христос родился от Девы, сделал Деву Матерью и Матерь осталась Девой (а то и другое – невероятно и превосходит закон человеческого естества), чтобы ты, отвратившись от брачного сожития и удалившись от мирского общения, соделала себя девой не только телом, но и духом; чтобы, действительно отстранив от себя плотские наслаждения, отвергла и душевные вожделения, вторгающиеся в нас посредством помыслов, не сочеталась с миром в помышлении своем, но являлась очам монахиней как по телу, так и по душе, соблюдая обет подлинно монашеской жизни как по внешнему виду, так и по внутреннему устроению души.

Оглашения. Оглашение 9.

Свт. Иннокентий (Борисов)

Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго

Обратимся теперь к евангелисту Матфею. Он расскажет нам еще одно обстоятельство, предшествовавшее рождению Иисуса Христа. Об образе рождения хотя говорит он: еще, но мало касается оного, а более говорит об обстоятельствах, соприкосновенных сему событию. Образ рождения обстоятельнее излагает евангелист Лука. «Прежде даже не снитися има» . Должно помнить, что Мария жила еще в Своем доме. Это было в обычае у евреев, чтобы невеста жила еще несколько времени в Своем доме. В сие-то время Она совершила путешествие в нагорную страну Иудейскую к Елисавете, и там пребыла около трех месяцев, и самый плод, носимый Ею во чреве, теперь стал приметен («обретеся имущи во чреве») для взора Иосифова.

Чтение Евангельских сказаний об обстоятельствах земной жизни Иисуса Христа.


Итак, Пресвятая Дева была обручена в то время, когда благоволил зачаться и родиться от Нее по плоти Единородный Сын Божий. Зачем нужно было обручение Той, Которая не знала и не хотела никогда знать мужа? (Лк. 1:34). Затем, ответствуют святые отцы, что для преславной тайны воплощения Сына Божия нужен был до времени покров и завеса: ибо безсеменное зачатие, возвещенное Святой Деве Архангелом, открытое Духом Святым отчасти праведной Елисавете, оставалось недоведомым для всех прочих. После сего, что было бы со Святою Девою, если б Она оказалась имущей во чреве, не быв обручена мужу? Чем бы показалась Она Иудеям, если пред самим святым Обручником Ее, как увидим, явится яко бракоокрадованная? – «Аще бы сие (то есть плодоношение без мужа) от начала было Иудеям явно, – любомудрствует святой Златоуст, – то камение вергли бы на Деву, и акибы преступницу осудили ю. Аще бо о прочих, их же многажды указания имеяху в Ветхом Законе, явственно безстудствоваху: то чесого не рекли бы, сие (безсеменное зачатие) услышавше; ибо имеяху все прошедшее способствующее им время, николиже что тако приносившее. Аще бо по толиких знамениях еще Его сына Иосифа нарицаху; то како бы прежде знамений веровали, яко от Девы родися?»

Итак, чтобы устроить для Святой Девы защиту не только от Иудеев, но и от самого закона, который угрожал побиением камнями деве, плодоносящей без мужа, – премудрость Божия предрасположила обстоятельства так, что Святая Дева, во время рождения Божественного Младенца, находилась в состоянии обручения. Евангелисты не сказывают, как произошло это необыкновенное обручение; но Святое Предание сохранило для нас сведение о сем событии, столь важном не только в жизни Богоматери, но и в деле нашего спасения.

Хотите ли выслушать с благоговением, что говорит Предание? Когда Святая Дева, – так повествуют древние отцы Церкви, – после введения Своего во храм достигла совершенных лет, то первосвященники объявили Ей, что в настоящем Ее возрасте уже невозможно Ей более оставаться при храме, и что, следуя общему обыкновению, Она должна избрать себе супруга. Но Мария объявила решительно, что Она, посвященная родителями и Сама посвятив Себя Богу, не может принадлежать никому из людей. Первосвященники изумились такому, безпримерному в Ветхом Завете, обету девства (ибо в то время, вызываемые благословением многочадия и надеждою рождения обетованного Мессии, все девы Израиля почитали за величайшее несчастье остаться навсегда вне супружеского состояния); но, уважая святую решимость Отроковицы, Коей чистота нрава и жизни была им совершенно известна, не дерзнули принуждать Ее к оставлению святого обета. И как святых родителей Марии уже не было в живых; то, дабы доставить Ей вне храма необходимое пристанище, почли за лучшее найти такого человека, который решился бы принять имя Ее супруга, не пользуясь его правами. После усердной молитвы к Богу, да Сам укажет такого мужа, священники, быв вразумлены особенным знамением свыше, вручили Пресвятую Деву одному благочестивому старцу от рода Давидова, именем Иосиф, который, обручившись с Нею по закону, поял Ее с собою из храма в Назарет, где находилось его жилище. – Так изъясняется преданием таинственное обручение Пресвятой Девы!

Беседа на Литургии в Навечерии Рождества Христова.

Свт. Николай Сербский

Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго

До того Евангелист описывал родословие Господа Иисуса Христа, или, точнее сказать, родословную праведного Иосифа из племени Иудина, от колена Давидова. В родословной этой Евангелист перечислял людей, рожденных от людей, естественным путем и образом, как рождаются все смертные люди в мире. Вдруг он начинает описывать Рождество Господа и говорит: Του δε Ιησου Χριστου η γεννησις ουτως ην…, словно хочет этим δε (а, же, однако) показать необычайность и вышеестественность Его Рождения, кое совершенно обособляется от образа рождения всех перечисленных предков Иосифа. Матерь Его Мария была обручена с Иосифом. В глазах людей это обручение могло считаться своего рода предисловием к брачной жизни; но в очах Марии и Иосифа оно не могло считаться таковым. Со слезами вымоленная у Бога, Дева Мария по обетованию родительскому была навеки посвящена Богу. Сие обетование родителей Она и со Своей стороны добровольно приняла, что показывает и Ее многолетнее служение в храме Иерусалимском. Если бы это зависело от Ее воли, она, несомненно, пребывала бы в храме до самой смерти, как Анна, дочь Фануилова (Лк.2:36–37), но закон предписывал иное, и иное должно было исполниться. Она была обручена Иосифу не для того, чтобы жить в браке, но именно для того, чтобы избежать брака. Все подробности обручения сего и его значения содержатся в Предании Церковном. И если бы люди ценили Предание, связанное с Богоматерью, с праведным Иосифом и со всеми личностями, упомянутыми в Евангелии, настолько, насколько они ценят предания, часто и самые глупые, связанные с мирскими царями, полководцами и мудрецами, всякому был бы ясен смысл обручения Пресвятой Девы с Иосифом. (Сщмч. Игнатий говорит, что Дева была обручена, «дабы Рождество Его было сокрыто от диавола и дабы диавол потому думал о Нем как о рожденном от законной жены, а не от девицы». То же и блж. Иероним. Толкование на Евангелие от Матфея. То же и свт. Григорий Неокесарийский. II слово на Благовещение).

Прежде нежели сочетались они, – эти слова не означают, будто бы они потом сочетались как муж и жена, Евангелист и не думает об этом. Евангелиста интересует в данном случае само Рождество Господа Иисуса Христа, и ничто более, и он пишет приведенные выше слова, чтобы показать: Его Рождение произошло без сочетания мужа и жены. Посему понимай слова Евангелиста точно так, как если бы он написал: и без сочетания их оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Лишь от Духа Святаго и мог быть зачат Тот, Кому предстояло среди царства духа тьмы и злобы восстановить Царство Духа света и любви. Как бы мог Он исполнить Свою Божественную миссию в мире, если бы пришел в мир по каналам земным, затворенные грехом и смердящим гнилостью смертною? В этом случае вино новое отдавало бы запахом мехов ветхих, и Тот, Кто пришел спасти мир, и Сам нуждался бы во спасении. – Только чудом мог быть спасен мир, чудом Божиим; в это веровал весь род человеческий на земле. И когда чудо Божие произошло, не следует сомневаться в нем, но следует преклониться пред ним и для себя в чуде сем найти лекарство и спасение. Как же поступает Иосиф, узнав, что Дева Мария имеет во чреве?

Беседы. Рождество Христово (I). Евангелие о Первенце.

Прп. Ефрем Сирин

Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго

Сие сказал евангелист не в бесчестном смысле, подобно тому, как язычники баснословят в своих повествованиях, что боги их были так низки, что отдавались постыдной усладе страстей и противоестественному рождению детей. Потому, дабы и ты, когда слышишь это о Марии, не заподозрил такового же, что баснословят язычники, прибавляет, что от Духа Она оказалась имущею во чреве, а отнюдь не от супружества родила. Ибо Ее святым зачатием открывался вход Божественному Милосердию, дабы оно обитало во всякой плоти. А что Мария прежде была обручена и приняла имя своего мужа, а потом зачала во чреве, то это произошло ради преемства царей, так как невозможно было, чтобы младенец вписывался в родословную по имени своей матери; по тому же основанию Сын Давида приписан был к царям. Или сие произошло ради коварных людей, которые стали бы возводить на Марию клевету прелюбодеяния, потому Она дана была мужу кроткому, который удержал Ее, когда Она оказалась непраздной, и не изгнал из дома, когда родила, но жительствовал с Ней и оказался добровольным союзником подверженной клеветам. Он был свидетелем за Марию перед всеми, что Сын Ее явился не по любодеянию, но зачат был силой Духа.

Родился же без мужа. Как от начала Ева явилась на свет от Адама без сопряжения, так и Мария была Иосифу и Девой, и Женой. Ева родила убийцу, потому Мария родила Животворца. Та родила пролившего кровь брата своего, Сия родила Того, Чья Кровь пролита Его братьями. Та узрела того, который вследствие проклятий земли находился в трепете и скитался (Быт. 4:11-12), а Мария узрела Того, Кто подъял проклятия и гвоздями прибит на древе Креста. В зачатии Девы научись, что Тот же, Кто без сопряжения произвел Адама из девственной земли, образовал и второго Адама в утробе Девы. И поскольку первый человек возвратился в утробу матери своей (земли), то через Сего второго, Который не возвращался в утробу Матери Своей, возведен и тот первый, который погребен был в утробе матери своей 1).

Толкование на Четвероевангелие.

Блж. Иероним Стридонский

Рождество Иисуса Христа было так

Прилежный читатель станет допытываться и скажет: «Так как Иосиф не был отцом, то какое отношение к Господу имеет порядок родов, доведенный до Иосифа?» Такому мы прежде всего ответим, что обычаю Писаний не свойственно, чтобы в родословие вводился ряд женщин. Затем, Иосиф и Мария были от одного колена, поэтому согласно предписанию закона он должен был принять ее как близкую родственницу и быть записанным вместе с ней в Вифлееме, потому что они были происходящими из одного и того же колена.

по обручении Матери Его Марии с Иосифом

Почему Он зачинается не просто от Девы, но от обрученной мужу? Во-первых, чтобы показать происхождение Марии через родословие Иосифа; во-вторых, чтобы Она не была побита камнями как будто прелюбодейка; в-третьих, чтобы во время бегства в Египет она могла иметь защиту в лице [мнимого] супруга. Мученик Игнатий указывает еще и четвертую причину, по которой Он зачат был от обрученной; это для того, говорит он, чтобы рождение Его было сокрыто от дьявола, чтобы дьявол считал Его родившимся от замужней жены, а не от Девы.

прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого

Только Иосифом, а не другим кем-либо она найдена была имеющей во чреве; он, конечно, по праву законного супруга, знал все, что касается его будущей жены. Когда же говорится: Прежде чем они сошлись, то из этого не следует, что они сошлись потом: Священное писание показывает здесь на то, чего не было.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом

Для чего Бог допустил, чтобы Мария была обручена, и вообще, зачем Он дал людям повод подозревать, что Иосиф познал ее? Для того, чтобы она имела защитника в несчастьях. Ибо он заботился о ней во время бегства в Египет и спас ее. Вместе с тем она была обручена и для того, чтобы скрыть ее от дьявола. Дьявол, услыхав, что Дева будет иметь во чреве, наблюдал бы за ней. Итак, для того, чтобы лжец был обманут, Приснодева обручается Иосифу. Брак был только по виду, в действительности же его не было.

прежде нежели сочетались они, оказалось, что она имеет во чреве от Духа Святаго

Слово «сочетаться» здесь означает соитие. Прежде нежели сочетались они, Мария зачала, почему пораженный евангелист и восклицает: «оказалось», как бы говоря о чем-то необычайном.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Иисус Христово рождество сице бе

Так, как он намерен сказать, или как изложено ниже.

обрученней бо бывши Матери Его Марии Иосифови, прежде даже не снитися има, обретеся имущи во чреве от Духа Свята

Прежде чем они сочетались браком. Евангелист не сказал: прежде чем Она пришла в его дом, потому что Она уже была там. У многих было в обычае иметь при себе невест ради безопасности. Обретеся – вместо: стало очевидно, что Она имеет во чреве…, но евангелист сказал – обретеся, т.е. оказалось, что… по причине неожиданности. А чтобы кто-либо не смущался словами евангелиста: обретеся имущи во чреве, слыша одно только это, он продолжил речь, присоединив: от Духа Свята.

И почему Мария не оказалась имущею во чреве прежде обручения? Чтобы Она не была умерщвлена, как заподозренная в растлении. Кого Она могла убедить, что не имела общения с мужем? Посему Она оказалась непраздною после обручения и тогда, когда уже была в доме мужа, чтобы могли подумать, что Она зачала от него. Таким образом Она избегала опасности и в нужде имела помощника и покровителя, особенно во время бегства в Египет.

Но ты не спрашивай, каким образом Дева зачала, и не старайся исследовать, как образовался зародыш; этого не объяснил ни евангелист, ни прежде него Ангел, возвестивший Деве зачатие. Не знали этого и они, потому что это непостижимо для всех и известно одной только блаженной Троице. Знай только то, что Сын воплотился благоволением Отца и содействием Святого Духа.

Толкование Евангелия от Матфея.

Ориген

Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго

Здесь евангелист упоминает о рождении, а в начале Евангелия - о происхождении. Ибо здесь он говорит: Рождество Иисуса Христа было так, а там: Книга происхождения Иисуса Христа. В чем же разница между рождением и происхождением? И каким образом оба [эти понятия] употребляются применительно ко Христу? Подобно тому, как произносимое нами слово по собственной своей природе является неосязаемым и невидимым, когда же оказывается написанным в книге и словно бы облекшимся в тело, тогда и видится и осязается, так и бесплотное и бестелесное Слово Божье, невидимое и неописуемое по Божеству, вследствие [Своего] воплощения становится и видимым, и описуемым. Поэтому, как у Воплотившегося, у Него имеется и книга происхождения. Однако предметом исследования в данном случае является не то, почему [евангелист] сказал «книга», а не «обозрение» или «слово», но что означает рождение, а что - происхождение. Происхождение и рождение различаются. Происхождение есть первоначальное создание Богом, а рождение - появившееся от осуждения на смерть вследствие преступления преемство друг от друга. И еще: происхождению свойственны нетление и безгрешность, а рождению страстность и греховность. Таким образом, Господь, приняв по природе от происхождения безгрешность, нетления не воспринял, а от рождения приняв страстность, не воспринял греховности, нося [в Себе] первого Адама в обоих отношениях без [всякого] умаления. Итак, применительно ко Христу происхождением является не переход от небытия к бытию, но путь от существования в образе Божьем к восприятию образа раба, рождение же Его было двойным - соответствующим нашему [устроению] и превосходящим его. Ибо рождение от жены соответствует нашему [устроению], а рождение не от хотения плоти или мужа, но от Духа Святого, превосходит его. Последнее предвозвещает и то будущее рождение от Духа, которое будет даровано нам.

Комментарий на Евангелие от Матфея.

Архиеп. Никифор (Феотокис)

Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго

По трем причинам благоволил Бог Приснодеве Марии обрученной быти Иосифу. Первая, да избежит смертной беды. Ибо смерть была наказанием той девы, которая, не имея мужа, имела во чреве: а обручение, подавая случай каждому думать о зачатии в ее чреве от обручника, творило ее безопасною. Второе, да Христово родословие покажет происшедшим от рода Авраамля и колена Иудова (Втор. 22:23–24). Ибо сие не могло бы быть, если бы Дева не была обручена мужу от колена Иудова. Третье, да обручник Иосиф, не имея никакого сомнения, послужит в нуждах рожденному Христу, а паче во время гонения Ирода. Избран же был Иосиф паче всех других для сего служения потому, что добродетелию всех других превосходил. Виждь же, како тщательне Евангелист изобразил безсеменное рождество всесвятой Матери: «обрученней», написал, «бывшей Матери Его Марии Иосифови». Обручение же не есть брак, хотя яко брак почитается. Потом да не подумает кто, что хотя не брак есть обручение, однако Иосиф имел соединение с Девою, присоединил сие: «прежде даже не снитися има, обретеся имущи во чреве». Но и сим будучи недовольным, да не заключит кто о бракоокрадовании, в чем Иосиф и сам подзирал ее, отъял всякое сомнение, написав, яко зачала она от Святого Духа: «обретеся имущи во чреве от Духа Свята», то есть, зачала силою и наитием Всесвятого и Всемогущего Духа.

Толкование на Евангелие от Матфея в неделю пред Рождеством Христовым.

Архиеп. Аверкий (Таушев)

Ст. 18-25 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус

Св. Матфей сообщает о том, что вскоре после обручения Пресвятой Девы со старцем Иосифом, «прежде, нежели сочетались они», то есть прежде заключения полного настоящего брака между ними, Иосифу стало ясным состояние зачатия во чреве, в котором находилась обрученная ему Мария. Будучи праведным, а значит справедливым и милосердным, Иосиф не захотел обличить мнимого Ее преступления перед всеми, чтобы не подвергать Ее позорной и мучительной смерти согласно закону Моисея (Втор. 22:23-24), а намеревался тайно отпустить Ее от себя без оглашения причины. Но когда он помыслил это, явился ему Ангел Господень и объяснил, что «Родившееся в Ней есть от Духа Святого», а не плод тайного греха. Далее Ангел говорит: «Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их»; имя Иисус, по-еврейски Иегошуа, значит - Спаситель. Чтобы Иосиф не сомневался в истинности сказанного, Ангел ссылается на древнее пророчество Исайи, которое свидетельствует о том, что это великое чудо бессеменного зачатия и рождение от Пресвятой Девы Спасителя мира было предопределено в предвечном совете Божием: «Се, Дева во чреве примет, и родит Сына…» (Ис. 7:14). Не следует думать, что пророчество не исполнилось, если пророк говорит: «нарекут Ему имя Эммануил», а Рожденного от Девы Марии нарекли Иисусом. Эммануил - имя не собственное, а символическое, означающее «с нами Бог», то есть, когда совершится это чудесное рождение от Девы, люди будут говорить: «С нами Бог»; ибо в Его лице Бог сошел на землю и стал жить с людьми - это лишь пророческое указание на Божество Христово, указание на то, что этот чудесный Младенец будет не простым человеком, но Богом. Убежденный словами Ангела Иосиф «принял жену свою», то есть отказался от намерения отослать Ее от себя, оставил жить в своем доме как жену, и «не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца». Это не значит, будто после рождения Иисуса он «познал» Ее и стал жить с Ней как с женой. Справедливо замечает Златоуст, что просто невероятно допустить, чтобы такой праведник, каким был Иосиф, решился бы «познать» Пресвятую Деву после того, как Она так чудесно сделалась матерью. В греческом тексте слово «эос» и в церковнославянском - «дондеже», означающие пока, до того как, никак нельзя понимать так, как хотят понимать их те, кто не чтит Пресвятой Девы: протестанты и сектанты; будто до рождения Иисуса Иосиф «не знал» Ее, а потом «познал». Он совершенно никогда не знал Ее. В Священном Писании слово «эос» употребляется, например, в описании об окончании потопа: «не возвратился ворон в ковчег доколь («эос») не иссякла вода от земли» (Быт. 6:8), но ведь он и потом не возвратился. Или также, например, слова Господа: «Я с вами во все дни до («эос») скончания века» (Мф. 28:20); ведь не значит же это, справедливо замечает блаженный Феофилакт, что после скончания века Христос уже не будет с нами. Нет! Тогда-то именно тем более будет.

«Первенцем» же Иисус называется не потому, что Пресвятая Дева имела после Него других детей, а потому, что Он родился первым и притом единственным. В Ветхом Завете, например, Бог повелевает освятить Себе «всякого первенца», независимо от того, будут ли после него в семье другие дети или нет. А если в Евангелиях упоминаются «Братья Иисуса Христа» (Мф. 13:55; Ин. 2:12 и др.), то это совсем не значит, будто они были Его родные братья. Как свидетельствует предание, это были дети Иосифа-обручника от первого брака.

Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета.

Еп. Михаил (Лузин)

Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго

«По обручении»: обручение у иудеев состояло в договоре, который заключался между отцом невесты и отцом жениха или, за смертью их отцов, ближайшими родственниками жениха и невесты, причем давалась и цена невесты, или подарки. – «С Иосифом»: он был из рода Давидова (Лк. 1:27), в то время уничиженного; ремеслом – плотник (ср. Мф. 13:55). По преданию, он был в то время уже престарелый и вдовый. Дальний родственник Марии, он обручился с нею только для того, чтобы быть охранителем данного ею обета девства (Чет Мин 25 март, и 25–27 декабр.). – «Прежде нежели сочетались»: между днем обручения и днем брака проходило несколько времени, иногда несколько месяцев, в продолжение которых невеста, оставаясь в доме родственников, считалась уже женою обрученного; впрочем («кажется», Злат.) бывало и так, что обрученные жили вместе, только не имели супружеского общения. Предание, согласно с указанием ев. Луки Лк. 1:26–27, говорит, что обрученная Мария жила в доме Иосифа в Назарете. – По обручении Марии Иосифу, прежде чем они сочетались, оказалось, что Она имеет во чреве «от Духа Святого». «Весьма выразительно сказал евангелист: «оказалось, что Она имеет во чреве», – как обыкновенно говорится о происшествиях особенных, случающихся сверх всякого чаяния и неожиданных» (Злат. , ср. Евф. Зиг.: сказал – оказалось по причине неожиданности). «Итак, не простирайся далее, не требуй ничего больше сказанного и не спрашивай, каким образом Дух образовал младенца в деве. Ибо ежели при естественном действии невозможно объяснить способа сего образования, то как можно объяснить сие, когда чудодействовал Дух?» (Злат.).

Толкование на Евангелие от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго

Обрученней бо бывши – по-русски по обручении, после обручения. В ветхозаветное время все еврейские девицы, побуждаемые надеждой рождения Спасителя, считали величайшим несчастьем оставаться навсегда девицами; но Пресв. Мария, по своему глубокому смирению, не позволяла себе и думать о такой надежде и, возлюбив Бога всею душою, дала обет всегдашнего девства. Между тем родители Ее умерли, и первосвященники, узнав о Ее обете, были в затруднении: как поступить с Нею? Тогда по молитве Бог открыл им, чтобы они нашли достойного человека, который под видом супружества был бы хранителем Ее девства. Избраны были 12 безженных мужей из рода Давидова, в числе коих находился и праведный Иосиф, восьмидесятилетний старец. Первосвященник по жезлу от каждого положил на ночь в храме на алтаре, и жезл Иосифа процвел; тогда св. Марию обручили с ним. Обручение у Иудеев состояло в том, что между отцем невесты и отцем жениха, или, за смертью отцев, между ближайшими родственниками их заключался договор, причем давалась цена невесты, или подарки. Тогда был обычай за невесту давать известную, по соглашению, цену. Прежде даже не снитися има, – прежде недели они сочетались, сошлись на житье вместе. У Евреев между днем обручения и днем брака проходило несколько времени, иногда и несколько месяцев, хотя невеста считалась уже женою обрученного и жила или в доме своих родственников, или даже в доме самого жениха. Так, Пресв. Богородица по обручении уже жила в доме Иосифа в Назарете (Лк. 1, 26-27). «Спросит ли кто: каким образом Дух образовал младенца в деве? – говорит св. Златоуст и отвечает: «Если и при естественном действии нельзя сего объяснить, то как же можно объяснить, когда чудодействовал Дух Святой?»

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго

(Лк. 2:1-2). В начале этого стиха евангелист употребляет то же самое слово, какое и в начале 1-го стиха: генезис. В русском и славянском это слово теперь переводится словом: рождество. Перевод опять неточный за неимением подходящего русского слова. В собственном смысл лучше было бы перевести так: “происхождение Иисуса Христа (от девы Марии) было так”. Обручальные обряды у иудеев несколько походили на наши, бывающие при благословении жениха и невесты. Об обручении составлялся договор или же давалось в присутствии свидетелей торжественное устное обещание в том, что такой-то человек берет за себя замуж такую-то невесту. По обручении невеста считалась обрученной женой своего жениха. Их союз можно было уничтожить только правильным разводом. Но между обручением и браком, как и у нас, протекали иногда целые месяцы (см. Втор. 20:7). Мария — слово греческое; по-арамейски — Мариам, а по-евр. — Мирьям или Мириам, слово производится от еврейского мери — упрямство, строптивость — или отрум, “быть возвышенным, высоким”. По Иерониму, имя это значит domina. Все производства сомнительны.

Прежде, нежели они сочетались, т.е. прежде, чем была самая свадьба. Жили ли Иосиф и Мария в одном доме после обручения, неизвестно. По Иоанну Златоусту, “Мария жила уже у него (Иосифа) в доме”. Но выражение: “не бойся принять Марию, жену твою,” по-видимому, показывает, что Иосиф и Мария не жили в одном доме. Другие толкователи согласны с Златоустом.

Оказалось, — сделалось заметным для посторонних лиц.

От Духа Святого. Все обстоятельства, о которых говорит евангелист, отличаясь чудесным характером, нам непонятны (ср. Лк. 3:22; Деян. 1:16; Еф. 4:30).

Толковая Библия.

Троицкие листки

Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго

Показав в родословии, что Иисус Христос есть обетованный потомок Авраама и Давида, евангелист в самом начале своего Евангелия показывает, что Господь и Спаситель наш не был по плоти сыном Иосифа, как о нем ложно думали многие Иудеи, и для этого повествует о таком чудесном событии, которое неоспоримо свидетельствует о Его безсеменном зачатии от Духа Святаго. Приступая к повествованию об обстоятельствах рождества Христова, евангелист Матфей говорит: рождество Иисуса Христа было так: по обручении матери его Марии с Иосифом, — не сказал евангелист: Девы, но просто — Матери, дабы речь была понятнее; а обручение в те времена состояло в договоре между родителями жениха и невесты, а если их не было в живых, то между их ближайшими родственниками. Евангелисты не говорят, как произошло обручение Матери Божией с Иосифом; но церковное предание сохранило об этом такие сведения: Пресвятая Дева, приведенная родителями в трехлетнем возрасте во храм Иерусалимский, пребывала здесь до четырнадцатилетнего возраста. В то время все еврейские девушки, побуждаемые надеждой рождения обетованного Спасителя, считали величайшим несчастьем оставаться навсегда девицами; но Пресвятая Мария, по глубокому смирению Своему, не позволяла Себе и думать о такой надежде и, возлюбив Бога всей душой, дала обет всегдашнего девства, что видно из Ее слов Архангелу (Лк. 1:34): «как будет это, когда Я мужа не знаю». (Она не могла бы этого сказать, если бы не давала обета девства). Между тем Ее святые родители уже умерли; позаботиться о Ней должны были первосвященники и священники, служители храма. Узнав о Ее обещании оставаться девой, они были в затруднении: как поступить с Ней? Они считали грехом принуждать Ее к нарушению обета, но в то же время считали неприличным, чтобы взрослая девица жила в храме. В недоумении они обратились к Богу с молитвой и Бог открыл им, чтобы они нашли достойного человека, который, под видом супружества, был бы хранителем Ее девства. Для этого избраны были двенадцать безженных мужей из рода Давидова, в числе их был и праведный Иосиф, которому, по преданию, в то время было восемьдесят лет. Первосвященник отобрал у них жезлы и положил их на ночь на алтаре Господнем. Наутро оказалось, что жезл Иосифа процвел, подобно древнему жезлу Аарона, и праведный старец, древодел из Назарета, стал обручником Пресвятой Девы.

Некоторые толкователи слова Божия, приводя слова евангелиста Матфея:прежде нежели сочетались они, понимают их в прямом смысле: прежде, нежели они стали жить вместе, на что указывают и слова Ангела во сне Иосифу: не бойся принять Марию, и выражение евангелиста об Иосифе: и принял жену свою. Ясно, что евангелист хочет сказать: прежде, нежели они сочетались браком, оказалось, что она имеет во чреве. Весьма выразительно говорит евангелист: оказалась имеющей во чреве: так говорят обыкновенно только о происшествиях неожиданных, особенных. А чтобы никто не спрашивал, как оказалась Она имеющей во чреве, евангелист Матфей тут же прибавляет: от Духа Святаго, силою и наитием Всесвятаго и Всемогущего Духа. Не спрашивай, каким образом Дух Божий образовал Младенца во чреве Девы. Можем ли мы, жители земли, объяснить эту тайну, непостижимую для самих Ангелов? Достаточно сказать, что это чудо совершил Дух Божий. Зачатие Иисуса Христа Девой от Духа Святаго есть чудо Божие, полное непостижимых тайн. Непостижимо все: как Невместимый, Вездесущий, вмещается в утробе? Как все Содержащий рождается от Жены? Как Дева рождает и остается девой? Как Деву можно назвать Матерью? Как сказать, что Рожденный Ею произошел от семени Давидова?.. Все это — тайны Божий; верь тому, что открыто, и не старайся постигнуть то, что умолчано. Но почему же не прежде обручения, а по обручении Пресвятая Дева зачала во чреве? И еще позволительно спросить: Мария дала обет Богу, обет всегдашнего девства; для чего же Богу угодно было, чтобы Она была обручена мужу? Здесь сокрыта тайна особенного Божия промышления о Деве Богоматери. Бог не хотел, чтобы при рождении Иисуса Христа Иудеям стало известно, что Он родился от Девы. Святые отцы Афанасий Великий, Василий Великий и Иоанн Дамаскин говорят, что Богу угодно было сокрыть от диавола тайну воплощения Сына Своего, чтобы он не узнал, что Пресвятая Мария есть та самая Дева, о Которой предсказал пророк Исайя (Ис. 7:14): се, Дева во чреве приимет и родит Сына. Если бы Иудеи тогда узнали эту тайну, то, по наущению диавола, осудили бы Деву по закону (Втор. 22:23), как блудницу, и побили бы Ее камнями. Если они готовы были побить камнями Иисуса Христа только за то, что Он исцелял в субботу, то что сделали бы, если бы узнали, что Дева рождает? Если сам праведный обручник Ее возымел помысел сомнения относительно Ее чистоты, то как могли принять эту тайну Иудеи, род лукавый и развращенный? И не знали этой тайны. Неверующие во Христа Иудеи не хотели называть Его сыном Давидовым, а называли сыном Иосифовым. Потому-то тайна эта и была сокрыта до времени, — сокрыта посредством обручения Девы Иосифу, который, познав из Божия откровения эту тайну, стал с благоговением служить Деве.

В нем Она имела своего помощника в нужде и покровителя, особенно в скорбные дни бегства в Египет.

Троицкие листки. №801-1050.

Анонимный комментарий

Рождество Иисуса Христа было так

Поскольку евангелист сказал раньше, что Иаков родил Иосифа и Мария, ему обрученная, родила Иисуса; и чтобы никто из слышавших не решил, что Рождение Христа происходило так же, как и Егo предков, он, прервав порядок своего изложения, добавил слова: Рождество Иисуса Христа было так. Как будто говорил: рождение тех отцов, о которых мы упомянули, происходило так, как я изложил, а рождение Иисуса Христа происходило не таким образом, а вот каким. Каким же? По обручении Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве, то есть [оно происходило] от Девы и без отца. Поэтому, перечисляя ее родословия, [Матфей] показывает, что промышлением Божиим Христос происходит от семени Давида, и, излагая бывшее вопреки человеческой природе Рождение, открывает тайну Его Божественности. Ведь недостойно было Единородному Сыну Божьему, родившемуся не ради Себя, а ради людей, родиться обычным, человеческим образом. Ибо человек рождается во плоти подверженным тлену, а Христос родился, чтобы исцелить от тлена. Поэтому так же, как неестественно, чтобы тленный человек, рождаясь, появлялся бы на свет от нетленной девственности, так и неестественно было, чтобы Единородный Сын Божий, родившийся для того, чтобы исцелить от тлена, рождался бы от брачного растления. Человек неизбежным образом рождается, чтобы быть, а Христос родился не по природной неизбежности, чтобы быть, но по воле [Своего] милосердия, чтобы спасти. Разве может быть справедливым, чтобы неизбежность и свободная воля имели одинаковое достоинство рождения? Поэтому вполне справедливо Он родился не по правилам человеческой природы, ибо был превыше природы.

Достойно удивления появление в мире Христа, а именно - что через грешников. Смотри, рождение Христово - новое и дивное, то есть через грешных людей, женщин-блудниц, прелюбодеев и язычников. Но такое родословие не оскверняет достоинства Христова, а украшает Его милосердие. Оно было столь удивительно, что Тот, Кто сотворил и породил [Себе] приемных отцов, родился от [их] сыновей. Его отцами стали те, кому Он не был сыном. И Он даровал им милость, став их сыном. Они же ничего Ему не дали, чтобы стать Его отцами. У людей обычно бывает, что отцы усыновляют себе детей, которых сами хотят, Он же, как сын, взял Себе приемных родителей, каких Сам выбрал. В том случае дети принимают от родителей достоинство их рода, а здесь родители приняли [его] от сына.

По обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго

Поскольку должно было быть так, чтобы все святые рождались от Девы-Церкви, обрученной Христу, поэтому Христос рождается от обрученной Девы, чтобы рабы не рождались с большим достоинством, чем Господин. Но подобно тому, как сыновья во всем следуют наилучшему образцу из отцовского рода, так и Мария была обручена с плотником, ибо Христу, обрученному с Церковью, предстояло совершить все спасение людей и весь Свой труд посредством крестного древа.

1) Адам, умерший и обратившийся в прах, возведен Христом, вторым Адамом, необращавшимся в прах.