Толкования на Мф. 1:21

Свт. Иоанн Златоуст

Родит же сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их

Ангел уверяет Иосифа не только прошедшим, но и будущим. «Родит же, – говорит он, – Сына, и наречешь Ему имя Иисус». Хотя родив­шееся есть от Духа Святого, но не думай о себе, что ты устранен от служения при воплощении. Хотя ты не содействуешь к рождению, и Дева пребыла неприкосновен­ною, однако же, что принадлежит отцу, то, не вредя досто­ин­ству девства, предоставляю тебе, то есть, ты дашь имя рождаемому, – ты «наречешь Ему имя». Хотя Он не твой сын, но ты будь Ему вместо отца. Итак, начиная с наречения имени, усвояю тебя рождаемому. Потом, чтобы кто-либо отсюда не заключил, что Иосиф есть отец, послушай, с какою осторожностью говорит ангел далее. «Родит же, – говорит он, – Сына». Не сказал: родит тебе, но выразил­ся неопределен­но: родит, так как Мария родила не ему, но целой вселен­ной.

Для того и имя принесено ангелом с небес, чтобы показать, что чудно рождаемое, потому что сам Бог свыше посылает имя чрез ангела Иосифу. По­истине, это не просто было имя, но сокровище бесчислен­ных благ. Потому ангел и объясняет его, внушает благие надежды, и тем приводит Иосифа к вере. Мы обыкновен­но склоннее к благим надеждам, а потому и охотнее им верим. Итак, всем утвердив Иосифа в вере, – и прошедшим, и будущим, и настоящим, и честью, ему оказанною, – ангел, кстати, приводит слова пророка, который все то подтверждает. Но, не приведя еще слов его, возвещает о благах, какие чрез рожден­ного дарованы будут миру. Какие же это блага? Освобождение от грехов, и уничтожение их. «Он, – говорит ангел, – спасет людей Сво­их от грехов их». И здесь возвещает­ся нечто чудное; благовествует­ся освобождение не от чув­с­т­вен­ных браней, не от варваров, но – что гораздо важнее – освобождение от грехов, от которых прежде никто не мог освобождать. Для чего же, спросят, сказал: «Людей Сво­их», а не присовокупил – и язычников? Чтобы не изумить вдруг слушателя. Разумному слушателю он дал разуметь и о язычниках, потому что люди Его, суть не одни иудеи, но и все приходящие и приемлющие от Него познание. Смотри же, как открыл нам и досто­ин­ство Его, назвав­ши иудейский народ людьми Его. Этим ангел показывает то имен­но, что рожда­ю­щийся есть Сын Божий, и что он говорит о горнем Царе, так как, кроме этого единого Существа, никакая другая сила не может отпускать грехи.

Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 4-я.


Обрати особенное внимание (на выра­жения евангелиста), (Иисус) еще не проповедал, еще не научил, а (евангелист уже) говорит: «людей Своих» – чтобы ты знал, что не после Его страданий народ стал Его народом, что не в силу страданий Своих Он унаследовал народ, но имел Свой народ, как Владыка Его, еще до Своих страданий, а страданьями Своими приобрел Себе вселенскую Церковь. «Он спасет людей Своих от грехов их. И даст Ему Господь Бог… «. Кому? Рожденному Тобою по домо­строительству воплощения. «И даст Ему Господь Бог престол». Какой? «Давида, отца Его». Значит, Он получает не небесное царство, которое Он имел, но приобретает это именно, похищенное демонами от дома Давидова, царство. «И даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк.1:32,33). Если царство Его вечно и не имеет конца, то, что означают превратно толкуемые слова: «когда Он предаст Царство Богу и Отцу»? Но я уже раньше сказал, что царством Писание называет не только царское достоинство, но и сами народы, царем управляемые. Как мог бы быть царь, если бы не было тех, над кем ему царствовать? Итак, называется царством племя, народ, вселенная, подвластная царю. Как можно сказать: царство персов, т.е. страна персов, царство римлян, – так и здесь назы­вается царством то, что под властью Царя, – подвластный Царю род человеческий. И что это истинно, послушай, как Писание называет царством подчиненный царю народ. Когда блаженного Илию пророка искал царь Ахав, говорит его домостроитель: «жив Господь Бог твой! нет ни одного народа и царства, куда бы не посылал государь мой искать тебя; и когда ему говорили, что тебя нет, он брал клятву с того царства и народа, что не могли отыскать тебя» (3Цар.18:10), – вместо того, чтобы сказать: всех подданных его сжег, когда не нашел тебя. Видишь, что царством называется не только достоинство царское, но и подчиненные царю народы. Таким образом, передает Спаситель царство, т.е. человечество, некогда подвластное греху, некогда под­властное смерти, чтобы, избавивши его от этого ига, приобрести вновь и представить его Богу и Отцу. Итак, что Он поставлен Царем над Сионом, что дал Ему Бог престол Давида, отца Его, что и в этом недавно приобретенном Им царстве – над домом Иакова – Он царствует во веки, все это неопровержимо доказано из Священ­ного Писания. А что Он был Царем и до плотского вочеловечения, и до страдания, и что прежде, чем получить царство Давида, отца Его по плоти, имеет вечный престол, об этом засвидетельствует Исаия, говоря: и «видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм» (Ис.6:1). И затем немного ниже говорит: «горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис.6:5). Кого он видел? О ком сказал это? Спроси евангелиста Иоанна, чтобы ничто не было тебе навязано силою, но все было засвидетельствовано истиной. Основанное на человеческих суждениях опровергается другими подобными же суждениями, а возвещенное от Духа Святого устами пророков и апостолов не имеет возражателей, а хотя бы и явились оспаривающие, на деле одерживает победу. Итак, кого видел Исаия? «И глаза мои видели Царя, Господа Саваофа». Как видел? «Сидящего на престоле высоком и превознесенном». И что было сказано Ему? «Пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем» (Ис.6:9,10), и так далее.

Беседа на слова: Господь воцарился, да радуется земля.

Свт. Иннокентий (Борисов)

Родит же сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их

«Родит же Сына, и наречеши имя Ему Иисус: Той бо спасет люди Своя от грех их». Сказав, откуда плод, Ангел еще более раскрывает будущее. К чему это раскрытие? Частью для ободрения Иосифа, частью для доказательства своих слов. «Сына» — младенца мужеского пола, чего до времени рождения никто предузнать не может. «Иисус». Ты не только узнал тайну, но ты избран быть служителем сей тайны. Святитель Златоуст замечает: Ангел говорит ему: «Ты наречешь Ему имя, аще бо в рождении и ничтоже совершаеши, но дается ти положение имени Рожденному». Не говорит Ангел: «родится тебе»; ибо не Иосифу только принадлежало Отроча сие, а всей вселенной. Имя «Иисус» было употребляемо и в Ветхом Завете, и оное носили те, кои освобождали Израиль от бедствий, или побеждали врагов его (Чис. 13:17). «Той бо спасет люди Своя от грех их»; показывается причина такого, а не другого имени. «Иегоисуа» или сокращенно «Иеисуа» значит «спасение Господне». Святитель Златоуст замечает: «Рече же ему: «люди Своя», а не весь род человеческий, да не устрашит слышавших. Что же тут было страшного для Иосифа? То, что Иудеи к сему не были приготовлены, и Промыслу много, так сказать, стоило тогда убедить в том самих даже апостолов. Народ Иудейский был очень груб; чем же было привязать его к Новому Завету и побудить исполнять заповеди Божий, если не такими обетованиями? Одними благословениями духовными нельзя было его удержать. Это — как бы скорлупа, в которой хранился Божественный плод. После скорлупа сия распалась и явился плод. «Разумне же слышащим, — говорит святитель Златоуст, — на языки назнаменова». Для чувственного человека обетования духовные грубеют, а для духовного — и чувственные как бы одуховляются. Такое толкование некоторые считают плодом воображения. Но филологическое и школьное толкование есть плод бедности собственного чувства толкователей. И для светских писателей, писавших с чувством, правила обыкновенной герминевтики недостаточны, — смысл всегда выше слова. Каждый же священный писатель есть член сонма других священных писателей и находится с ними в неразрывной духовной связи. Разуметь их по правилам герминевтики общей, значит, совершенно их обездушить. Священные писатели при толковании поступали не так. Апостол Павел, изъясняя, что такое Израиль, говорит, что истинный Израиль тот, кто живет как Авраам (Рим. 9:6). «От грех их». Некоторые толкователи, пресмыкающиеся в пыли, и здесь хотят изъяснить по-своему. Что ближе разуметь здесь, как не грех? Но они хотят разуметь здесь зло физическое, как следствие греха; ибо слово «грех» и в Священном Писании часто означает «наказание» за грех. Причиной такого толкования служит их предвзятая мысль и произвольное умствование. Они боятся высоты Священного Писания. Вообще, у нынешних толковников заметна какая-то сухость, холодность, отпадение от жизни высшей — духовной; оттого и все их изъяснения как бы мертвы.

Чтение Евангельских сказаний об обстоятельствах земной жизни Иисуса Христа.

Свт. Николай Сербский

Родит же сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их

Из сообщенного ангелом Иосифу ясно, что Дева Мария ничего не рассказывала последнему о бывшем Ей ранее явлении великого архангела; как ясно и то, что ныне, когда Иосиф намеревался Ее отпустить, Она нисколько не оправдывалась. Весть архангела, как и все небесные тайны, кои Ей постепенно открывались, Она сохраняла…, «слагая в сердце Своем» (Лк.2:19, 2:51). В Своей вере в Бога и послушании Богу Она не страшилась никакого унижения пред людьми. «Если мои муки угодны Богу, почему бы мне не претерпеть их?» – говорили позднее некоторые мученики Христовы. Живя в непрестанной молитве и богомыслии, и Пречистая могла сказать: «Если Мое унижение угодно Богу, почему бы Мне не претерпеть его? Лишь бы Я была права пред Господом, познающим сердца, а люди пусть делают со Мною, что хотят». Ведала Она и то, что весь мир не может сделать с Нею ничего, чего не попустил бы Бог. Какое благодушное смирение пред Господом живым и какая предивная преданность воле Его! И кроме того – какое геройство духа у нежной Девы! Держава Господь боящихся Его, и завет Его явит им (Пс.24:14). Если грешники сейчас, как и во все времена, ищут для себя даже ложных свидетелей, Дева Мария, имея свидетелем не человека, а Всевышнего Бога, не оправдывается, не возмущается, но молчит – молчит и ждет, да оправдает Ее Сам Бог в свое время. И Бог скоро поспешил оправдать Свою Избранницу. Тот же самый ангел, который открыл Ей великую тайну Ее Зачатия, ныне поторопился заговорить вместо безмолвной Девы. Итак, объяснив Иосифу уже произошедшее, ангел Божий теперь идет далее и объясняет ему то, что должно произойти:

Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. «Не сказал он: «Родит тебе Сына», – но так просто сказал: родит; ибо родит (Его) не ему, но всему миру» (Златоуст). Ангел наставляет Иосифа вести себя с Новорожденным как настоящий отец, почему и говорит: и наречешь Ему имя. Иисус означает «Спаситель». Поэтому второе предложение и начинается с ибо; то есть: и наречешь Ему имя Спаситель, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.

Архангел есть неложный вестник Божий. Он глаголет то, что узнает от Бога; он в Боге видит истину. Для него природа со своими законами словно и не существует. Он знает только о всемогуществе Бога живаго, как некогда знал и Адам. Сказав: Он спасет людей Своих от грехов их, – архангел предрек основное дело Христово. Христу подобает прийти для того, чтобы спасти людей не от какого-нибудь второстепенного зла, но от главного зла, от греха, являющегося источником всего зла в мире. Ему подобает спасти древо человечества не от одной тучи гусениц, которая в некий год случайно напала на него, желая обглодать; но от червя в корне, от коего все древо сохнет. Он приходит не для того, чтобы спасти человека от человека или народ от народа, но для того, чтобы спасти всех людей и все народы от сатаны, сеятеля и властителя греха. Он приходит не так, как братья Маккавеи, или Варавва, или Бар-Кохба, чтобы поднять мятеж против римлян, которые, словно туча гусениц, напали на народ Израильский, желая уничтожить его; но как бессмертный и всеобщий Врач, пред Коим и израильтяне, и римляне, и греки, и египтяне, и все народы на земле суть больные и тяжелобольные, сохнущие от одного и того же микроба, от греха. Христос позднее в совершенстве исполнил предсказанное архангелом. Прощаются тебе грехи, – было Его победоносным словом на протяжении всего Его земного служения среди людей. В тех словах содержался и диагноз болезни, и лекарство. Грех – это диагноз болезни; прощение грехов – это лекарство. И Иосиф был удостоен первым из смертных людей в Новом Творении узнать истинную цель пришествия Мессии и истинную природу Его служения.

Изреченного архангелом Иосифу было достаточно, чтобы сей, в послушании новой и прямой заповеди Божией, отказался от своих мыслей, как и от плана отпустить Марию. Небо повелевает – Иосиф повинуется. Но обычный метод неба – не давать людям повелений без апелляции к человеческому пониманию и самоопределению. Богу с самого начала было важно, чтобы человек действовал как свободное существо. Ибо в свободе, в свободном самоопределении человека и состоит вся отрада человека. Без свободы человек был бы просто искусным механическим устройством Божиим, которое Бог поддерживал и приводил бы в движение исключительно по Своей воле и Своею силой. Таких устройств у Бога в природе достаточно, но человека Он сподобил исключительного положения, дав ему свободу, дабы тот определился: за Бога он или против Бога, за жизнь или за смерть. Положение весьма почетное, но в то же время и весьма опасное. Посему Бог и не просто заповедует Адаму: «всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него», – но тут же добавляет: «ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2:16–17). Этим последним предложением Бог дает человеку довод для его разума и мотив для его воли, да не ест от запретного дерева: ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. Схоже поступает ныне и архангел с Иосифом. Дав ему повеление принять Марию и не отпускать Ее и объяснив, что Плод Девического чрева Ее есть от Духа Святаго, архангел напоминает Иосифу и о ясном пророчестве великого пророка: «се, Дева во чреве пришлет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог (Ис.7:14).

То, что сказано ранее: и наречешь Ему имя Иисус, – не противоречит тому, что говорится теперь, а именно: и нарекут имя Ему Еммануил», что значит: с нами Бог. В первом случае Иосифу повелевается наречь Ему имя Иисус, то есть Спаситель; а во втором случае утверждается, что Младенец будет назван, людьми и народом, Еммануил, то есть с нами Бог. Оба имени, каждое по-своему, выражают главнейший смысл пришествия Христова в мир и Его служения в мире. А именно, Он придет, чтобы простить грехи, чтобы помиловать и спасти людей от греха, посему и будет зваться Спаситель – Иисус. Но «кто может прощать грехи, кроме одного Бога»(Мк.2:7)? Никто в мире; никто ни на небе, ни на земле не имеет ни власти, ни силы прощать грехи и спасать от грехов – только один Бог. Ибо грех есть главный червь всемирной болезни. И никто не ведает бездонного ужаса греха так, как безгрешный Бог. И никто не может уничтожить червя греха в корне, кроме Бога. А поскольку Иисус прощал грехи и чрез то делал людей здоровыми, то Он и есть Бог среди людей. Если бы мы захотели привести имена в причинно-следственной связи, тогда имя «Еммануил» надо было бы поставить пред именем «Иисус». Ибо для того, чтобы Новорожденный мог совершить дело Спасителя, Он должен быть Еммануилом, то есть должен прийти как Бог среди нас. Но и в таком порядке смысл остается тот же. Все равно, как сказать, так или иначе; смысл не меняется, скажем ли мы: «Еммануил – посему Спаситель», – или: «Спаситель – ибо Еммануил». (Но кто наречет Ему имя Еммануил? Се, здесь говорится безлично. «Никто не нарек Его Еммануилом. По имени – никто, а по существу – все. Те, кто уверовал, соглашались, что с нами Бог, хотя Он живет среди нас как Человек». Монах Евфимий Зигабен. Толкование на Евангелие от Матфея). Во всяком случае, одно яснее всего в мире: что нет спасения этому миру, если в него не придет Бог; и что для нас, людей, нет ни лекарства, ни спасения, если Бог не будет с нами. Если Бог не будет с нами, и при том не как идея или прекрасная мечта, но с нами, как и мы: с душою, как и мы; во плоти, как и мы; в скорби и страдании, как и мы; и, наконец, в том, что нас более всего отличает от Бога, – в смерти, как и мы. Потому всякая вера, которая учит, что Бог не пришел во плоти и не может прийти во плоти, является ложной, ибо представляет Бога и бессильным, и немилосердным; представляет Его мачехою, а не матерью. Бессильным представляет Его, ибо всегда трусливо оберегает Его от величайшего поля битвы – поля битвы с сатаною, грехом и смертью. Надо сковать сатану, надо вырвать росток греха из корня души человеческой, надо уничтожить жало смерти – ах, надо совершить дело величайшее и тягчайшее того, как если бы нужно было весь мир держать на своих плечах. Наш Бог выдержал борьбу сию, и притом победоносно. Люди других вер боятся даже в мыслях позволить своим богам такую брань, в коей их противники могли бы победить. Да что это была бы за мать, если б она не склонилась до земли из любви к своему чаду, чтобы утешать его, баюкать его, агукать ему? А тем паче если ребенок оказался в пламени или среди зверей! О Господи, прости, что мы задаем такие вопросы! Какой бы Ты был милосердный Творец мира, если бы не спустился к нам по милости Твоей, если бы лишь из туманной и беспечальной дали смотрел на наше несчастье, и ни одного хладного перста не протянул бы в пламя наше, и ногою Твоею не ступил бы в ров, в коем нас терзают звери? Воистину, Ты сошел к нам, и еще ниже, чем требует какая бы то ни было земная любовь. Ты родился во плоти, дабы с плотскими пожить и плотских спасти. Ты причастился чаше страданий всех творений Твоих. Ни с кем Ты не разделил сей чаши горького причастия, но один испил ее до дна. Поэтому Ты наш Спаситель, ибо Ты был Бог среди нас; Ты был Бог среди нас, и поэтому Ты мог быть нашим Спасителем. Слава Тебе, Иисус Еммануил!

Беседы. Рождество Христово (I). Евангелие о Первенце.

Свт. Игнатий Брянчанинов

Родит же сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их

Имя Господа нашего Иисуса Христа — Божественно, сила и действие этого имени — Божественны, они — всемогущи и спасительны, они — превыше нашего понятия, недоступны для него. С верой, упованием, усердием, соединенными с великим благоговением и страхом, будем совершать великое дело Божие, преподанное Богом: будем упражняться в молитве именем Господа нашего Иисуса Христа.

Аскетические опыты. Том 1.

Свт. Филарет (Дроздов)

Родит же сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их

См. Толкование на Мф. 1:23

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

Родит же сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их

Зачем, для какого дела сходил на землю Бог? Для спасения людей от грехов их. Не для того, чтобы сделать их сытыми-мытыми, здоровыми, не для того, чтобы удовлетворять прихоти людей, дать им зрелища и всякие наслаждения греховные, а чтобы внести полный мир и покой в души людей, очистить их от грехов, убивающих и душу, и тело… Христово учение и благодатная жизнь рассчитаны для всех людей разных языков, культур, эпох. Все люди, кто бы они ни были, могут спастись через Церковь Христову, стать свободными от грехов, радостными душою, спокойными, светлыми в своем настроении… Это потому, что все люди созданы по образу и подобию Божию, и благодать Божия может привести людей к вере и Богу, к вечной жизни и блаженству, лишь бы люди сами не оттолкнули себя от благодати Божией.

Спасение души человеческой от грехов – главнейшее и величайшее дело для всех людей и всех времен… Выше этого не может быть ничего.

В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.

Блж. Иероним Стридонский

родит же Сына

Уже и выше мы сказали, что обрученные (sponsae - невесты) называются женами, о чем более подробно учит книга против Гельвидия. А то, что во сне ему говорит ангел с выражением нежной ласки, было для того, чтобы оправдать основательность его скромного молчания. Вместе с тем необходимо заметить, что Иосиф называется сыном Давида, чтобы показать, что и Мария также происходит от рода Давидова.

и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих [populum suum] от грехов их

Слово Иисус на еврейском языке значит Спаситель. Таким образом евангелист обозначает происхождение имени Его, когда говорит: И наречешь Ему имя… и т. д.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

родит же Сына

Чтобы кто-нибудь не сказал: «но почему же я должен поверить тебе, что Родившееся есть от Духа?», ангел говорит о грядущем, именно, что Дева родит Сына. » Если в данном случае я окажусь правым, то ясно, что истинно и это - «от Духа Святаго». Не сказал «родит тебе», но просто «родит». Ибо Мария рождала не для него, но для всей вселенной, и не для него одного только явилась благодать, но она излилась на всех.

и наречешь имя Ему Иисус

Ты наречешь, конечно, как отец и как покровитель Девы. Ибо Иосиф, узнав, что зачатие от Духа, и не думал уже о том, чтобы отпустить Деву беспомощной. И ты будешь помогать Марии во всем.

ибо Он спасет людей Своих от грехов их

Здесь истолковывается, что значит слово «Иисус», именно - Спаситель, «ибо Он», сказано, «спасет людей Своих » - не только иудейский народ, но и языческий, который стремится уверовать и сделаться Его народом. От чего спасет? Не от войны ли? Нет, но от «грехов их». Отсюда ясно, что Тот, кто родится, есть Бог, ибо прощать грехи свойственно одному только Богу.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

родит же Сына, и наречеши имя Ему Иисус: Той бо спасет люди Своя от грех их

Ты назовешь Его Иисусом, как отец по закону, хотя и не по естеству, – и исполнишь по отношению к Нему все, что свойственно отцу, хотя рожденное и не твое. Посему-то я сам принес имя свыше, а ты дашь Ему. Так как имя Иисус значит Спаситель, то показывает, что Он будет назван так поистине: Той бо, говорит, спасет люди Своя не от чувственных врагов, но – что было гораздо больше – от грех их, – чего никто из людей никогда не сделал. И отсюда уже ясно, что рождаемый есть Бог. Людьми Своими называет, в ближайшем смысле, иудеев, от которых родился, а в отдаленнейшем – всех уверовавших в Него и признавших Его своим Царем.

Толкование Евангелия от Матфея.

Архиеп. Никифор (Феотокис)

родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их

Се существенное значение имени Иисуса, которое показал не человек, но Ангел Господень! Мария, сказал Ангел Иосифу, родит Сына, и ты назовешь Его Иисусом, Поелику Тот будет Спасителем Своего народа, то есть, Спасителем всего человеческого рода, поколику спасет от грех их всех, в Него верующих.

Толкование на Евангелие от Матфея в неделю пред Рождеством Христовым.

Архиеп. Аверкий (Таушев)

родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их

См. Толкование на Мф. 1:18

Еп. Михаил (Лузин)

родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их

См. Толкование на Мф. 1:20

Прот. Иоанн Бухарев

родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их

«Не сказал Ангел Иосифу «родит тебе сына», – замечает св. Златоуст, – а сказал только: родит сына, потому что Мария родила не от Иосифа, и не Иосифу, а целой вселенной. И не удивляйся сему, как бы так продолжал Ангел: это чудесное рождение предопределено Господом и давно предсказано пророком». Об имени Иисус чит. в объясн. 1 ст.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их

Родит же сына — глагол (τέξεται) употреблен тот же самый, какой и в 25-м ст., указывает на самый акт рождения (ср. Быт. 17:19; Лк. 1:13). Глагол γεννάω употребляется только тогда, когда нужно обозначить происхождение детей от отца.

И наречешь — (так в греч.; в слав. и некоторых русских изданиях: нарекут) вместо нареки, назови, будущее вместо повелит., употребляется и у нас для выражения смягченных приказаний, иногда совсем не отличаясь по форме от повелительного (напишите, напишете, выучите, посмотрите, посмотрите и проч.).

Ибо Он спасет людей Своих от грехов их. Он, именно Он, Он один, спасет народ (греч.) Свой, т.е. известный народ, принадлежащий именно Ему, а не кому-либо другому. Прежде всего разумеется здесь еврейский народ — так мог понимать слова эти Иосиф; затем люди из всякого народа, — однако из еврейского и из других народов только те лица, которые суть Его последователи, веруют в Него, принадлежат собственно Ему. От грехов их (греч. его, т.е. народа) — не от наказания за грехи, но от самых грехов — замечание весьма важное, указывающее на подлинность Евангелия Матфея. В самом начале евангельского благовестия, еще когда последующая деятельность Христа не выяснилась и не определилась, указывается, что Иисус Христос спасет народ Свой от грехов его, не от мирского подчинения светской власти, но именно от грехов, преступлений против заповедей Божьих. Здесь мы имеем ясное обозначение природы будущей «духовной деятельности Христа».

Толковая Библия.

Троицкие листки

родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их

Родит же, обрученная тебе Дева, сына, и ты, хотя не отец Его, однако же, по праву отца, и наречешь, дашь ему имя. Однако же не такое имя, какое ты пожелал бы дать, а то, которое я принес тебе для Младенца свыше, от Самого Бога, — имя Иисус, что значит Спаситель. Это, а не другое какое-либо имя приличествует рождающемуся Младенцу потому, что Он будет Спаситель мира: ибо он спасет людей своих, не только Свой избранный народ, народ Израиля, но и всех верующих в Него и именующихся Его именем, спасет их не от видимых врагов, — это могут делать и люди, Богом избранные, а — от грехов их, от грехов и от смерти вечной, от этого никто из людей не может избавлять. Вот что значит сладчайшее имя Господа нашего — Иисус, имя, принесенное с неба и истолкованное не человеком, но Ангелом Господним! Поистине нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян. 4:12), Бог превознес Его и дал Ему имя Иисус, дабы пред ним преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних (Флп. 2:10)! Грех сначала вселяет ад в человека, а потом самого человека низводит в ад. Грех удаляет человека от Бога; от греха — всякое зло и самая смерть; поэтому спасти от грехов — значит примирить людей с Богом и возвратить им вечную жизнь. Но кроме Бога никто не может оставлять, прощать грехи, поэтому и рождающийся от Девы Иисус есть всесовершенный Бог. «Он рождается на земле не для того, чтобы жить: ибо для этого не нужно было Ему земное рождение, но чтобы умереть, чтобы в самый ад снизойти, чтобы из смерти породить жизнь, из ада сынов неба, из погибели извести спасаемых. Так спасает Он людей своих от грехов их. Не сказал Ангел Иосифу: родит тебе Сына, — замечает святитель Иоанн Златоуст, — а сказал только: Родит Сына, ибо Мария родила не от Иосифа, и не Иосифу, а целой вселенной».

Троицкие листки. №801-1050.

Анонимный комментарий

родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их

Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он не сказал: «Родит тебе сына», как было сказано Захарии: И жена твоя Елисавета зачнет и родит тебе сына. Поскольку женщина, зачав от мужа, рождает сына для своего мужа, ибо он более из него, чем от нее. Но Та, Которая зачала не от мужа, рождает Сына не ему, но только Себе. Посмотри, сколь схоже все это с тем, что произошло с Адамом. Как тогда жена, вкусив от древа, одна прельстилась и породила смерть, а Адам не участвовал в ее прельщении, ибо согрешил не по дьявольскому соблазну, а доверившись жене, так и Мария, восприняв от Духа Святого, одна уверовала, сказав: Ибо отныне будут ублажать Меня все роды. Иосиф же тогда не был причастен к вере ее зачатия, но лишь позже он был спасен за молчание и согласие с Ней. Поэтому ангел предстал ему во сне, а не наяву; подобно тому, как Бог сотворил женщину из спящего Адама, так и спящему Иосифу Он определил жену по Своей воле.

Сам евангелист поясняет, что по-еврейски означает имя Иисус: Он спасет людей Своих от грехов их. Так, если врач, не имеющий никакой силы для спасения людей, только лишь благодаря умению смешивать травы не стыдится применять к себе название врача, то сколь достойнее назван Спасителем Тот, чрез Которого спасен весь мир?