Толкования на Мф. 4:21

Свт. Иоанн Златоуст

Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их

Далее — смотри, с какой подробностью евангелист указывает на их бедность: Иисус нашел их чинящими сети свои. Они были бедны до такой степени, что не имели на что купить новых сетей, и потому чинили обветшавшие. Между тем не малым доказательством их добродетели служит и то, что они легко переносят свою бедность, питаются от праведных трудов, друг с другом связаны узами любви, живут вместе с отцом и служат ему. Когда, таким образом, Христос уловил их, Он начинает в их присутствии творить чудеса, подтверждая делами то, что сказал о Нем Иоанн. Он начинает часто посещать синагоги, научая этим учеников Своих, что Он не противник Богу и не обманщик какой-либо, но пришел согласно воле Отца; и при посещении синагог Он не только проповедовал, но и творил чудеса.

Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 14-я.

Свт. Хроматий Аквилейский

Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их

О, блаженны эти рыбаки, которых Господь среди стольких законников и книжников, среди стольких мудрецов этого века избрал первыми для дела божественной проповеди и для благодати апостольства! И такой выбор был весьма достоин нашего Господа и подходил Его проповеди, чтобы в проповеди Его имени родилось удивление столь великой славы, сколь незначительные миры и малые века его проповедовали. Они уловили мир не словесной мудростью, но простой проповедью веры освободили человеческий род от заблуждения смерти, как говорит апостол: Чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией (1 Кор. 2:5). И еще: Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, немощное мира избрал Бог; чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее (1 Кор. 1:27-28). Итак, Он избирает не знатных или богатых, чтобы проповедь не казалась подозрительной; не мудрецов века сего, чтобы не думали, что Он убедил человеческий род мудростью сего века; но выбирает [Он] рыбаков - необразованных, невежественных, неученых, чтобы явить благодать Спасителя.

Трактат на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

Оттуда идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их

Питать в старости отца, и притом питать честным трудом, - это великая добродетель.

починивающих сети свои, и призвал их

Они были бедны, и потому, не имея возможности купить новые сети, принуждены были чинить старые.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Ст. 21-22 И прешед оттуду, виде ина два брата, Иакова Зеведеева, и Иоанна брата его, в корабли с Зеведеом отцем ею, завязующа мрежи своя, и воззва я. Она же абие оставльша корабль и отца своего, по Нем идоста

Обрати внимание и на их веру, по которой они презрели и отца; необходимо Христу предпочитать и родителей. Немалым доказательством их добродетели служит то, что они легко переносили бедность, своими руками сыскивали пропитание, были связаны между собою взаимною любовью, держали при себе отца и служили ему. Вероятно, что они слышали от Петра и Андрея, что Христос обещал последователей Своих сделать ловцами человеков.

Толкование Евангелия от Матфея.

Лопухин А.П.

Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их

(Мк. 1:19-20). Относительно призвания Иакова и Иоанна имеют силу те же замечания, какие были сделаны о стихе 18. Иоанн был призван раньше вместе с Андреем, хотя и не называет себя по имени (Ин. 1:37 и след.). Иаков был призван теперь, по-видимому, в первый раз. Он здесь отличается от Иакова Алфеева (Мф. 10:3). Что касается Зеведея, отца Иакова и Иоанна, то он не последовал за Христом. Не последовал потому, что, как говорит Иоанн Златоуст, “по-видимому, не уверовал ((μὴ πιστεῦσας). Поэтому и оставили его ученики. И не только не уверовал, но и противостоял добродетели и благочестию”.

Толковая Библия.

Троицкие листки

Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их

С ними Христос Спаситель идет далее по берегу. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои. Им не на что было купить новые сети, и потому они чинили старые, изорванные сети; в такой бедности Иаков и Иоанн питались от праведных трудов своих и, связанные союзом братской любви, они не покидали старика отца и служили ему, как любящие дети. Мать их, благочестивая Саломия, впоследствии сама ходила с другими святыми женами во след Господа и служила Ему, чем могла. и призвал их - призвал их Господь Иисус, конечно, тем же властным словом Своим: идите за Мною.

Троицкие листки. №801-1050.