Толкования на Мф. 4:24

Свт. Иоанн Златоуст

И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их

Всякий раз, когда происходит что-нибудь особенное и необыкновенное, или когда вводится какой-либо новый образ жизни, Бог обыкновенно дает знамения, как бы в залог Своего могущества для тех, кто должен принять Его законы. Так, намереваясь создать человека, Он прежде сотворил весь мир, и потом дал уже ему в раю известный закон. Так, когда хотел дать закон Ною, опять совершил великие чудеса, изменил всю тварь, в ее основаниях, повелел страшному наводнению целый год держать землю, и посреди столь великого обуревания сохранил невредимым праведника. Так и Авраама оградил многими знамениями; даровал ему победу на брани, поразил ударами фараона, и избавлял праотца от опасностей. Так и перед обнародованием закона иудеям Он явил дивные и великие чудеса, а потом дал уже закон. Так и здесь, намереваясь дать высшие правила жизни и предложить людям то, чего они никогда не слыхали, подтверждает слова Свои чудесами. Так как возвещаемое им царствие не было видимо, то видимыми знамениями Он и невидимое сделал видимым. И заметь, какую евангелист наблюдает краткость; он не говорит о каждом исцелившемся подробно, но в немногих словах упоминает о множестве знамений: «приводили к Нему», говорит он, «всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их». Но спрашивается: почему Христос ни от кого из этих исцеленных не требовал веры? Почему не сказал им того, что после говорил: «веруете ли, что Я могу это сделать» (Мф. 9:28)? Это потому, что Он еще тогда не явил доказательств Своего могущества. Впрочем, немалую их веру доказало и то, что они приступили к Нему и подводили больных. Они не приносили бы их издалека, если бы не имели к Нему великой веры.

Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 14-я.

Свт. Кирилл Александрийский

И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их

Следует указать и то, что наследственный удел колен Завулона и Неффалима простирался до языческого города Сидона и что иудеи и впоследствии населяли его вперемешку с язычниками. Завулон же толкуется как «добрый путь» и «благословение», а Неффалим - как «ствол, пустивший ростки», то есть распростирающееся растение. И [всем] этим стали уверовавшие во Христа, ибо жившие прежде в Галилее, шествуя прямым путем, удостоились Божьего благословения и распространились на все, что ни есть, доброе. Галилея же толкуется как «накатывающаяся», то есть верующие, накатываясь, [сокрушают] бездны погибели.

…Если кто спросит, в чем разница между болезнью и немощью, мы ответим, что немощь есть временное телесное недомогание, а болезнь - несоразмерность телесных стихий.

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Свт. Фотий Константинопольский

И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их

Трактат 10. Почему Евангелист называет страдающих болезнью беснования лунатиками (ср. Мф. 4:24; Мф. 17:15)?

Евангелист называет лунатиками одержимых недугом беснования, не приписывая причину болезни луне, и не оттого, что она дает человеку повод оказаться во власти этого зла, но стараясь рассказать о чудотворениях Владыки привычными и знакомыми толпе словами. Ибо целью его было не выразиться по-аттически, но ясно поведать истину – а это происходит, когда о событиях повествуют общеупотребительными словами и по заведенной привычке.

Впрочем, употребление этого слова не препятствовало проповеди благочестия. Ведь поскольку о владычних чудесах предстояло услышать многим из служивших солнцу и луне, он освобождает их от древнего и нечестивого заблуждения посредством их представлений и словоупотребления, как будто бы призывая их и вопия: “Люди, как же вы воздаете почитание луне и солнцу, и считаете их богами и благодетелями, если от них вам приключаются такие страдания, как вы и сами выражаетесь, и происходит столько вреда человеческому роду? Нужно было бы избавиться от луны и прочего, что, как вы считаете, приводит вас в столь тяжкое и жалкое состояние, воздавать же почитание и приносить чистое служение лишь Тому, Кто дает свободу от этого и бесчисленных других страданий и щедро дарует вечные блага”. Таким образом, употребление расхожего и привычного выражения ни в чем не мешает благочестивым помыслам.

Но я слышал, как некоторые говорят, что Евангелист подразумевает под лунатиками нечто другое по сравнению с бесноватыми, потому что иначе, сказав “лунатиков”, он не прибавил бы тут же и “бесноватых”. И лунатик, мол, одержим не бесом, но каким-то другим недугом, который получает начало от гнилых соков в теле – а они больше возрастают и сильнее нападают при полной луне. Ибо и многие из прочих [естеств] влажных и живущих во влажной среде, как моллюски и подобное, можно видеть именно тогда прибавляющими в росте, не потому что луна делает это самовластной силой – ни в коем случае – но поскольку неизреченное созидание премудростью Сотворившего все вкладывает в нее такие действия. Ибо говорят, что когда имеющееся в ней тепло, будучи нежарким, проникает излучением в наши тела, оно производит разлитие находящихся в нас жидкостей, но из-за того, что жар ее не сильный, как у солнца, отделения и выхода разлившегося не происходит. И вот когда эти соки таким образом разольются в теле и возмутятся, болезнь обретает большую силу и сильнее воздействует на мозг и голову, и помрачает живое существо, и сводит с ума, и, препятствуя естественным действиям, заставляет биться и терзаться. Поэтому и толпа называет одержимых таким недугом лунатиками, и ничто не мешает так называть.

Есть и еще одно объяснение помимо этих, что те, кого большинство называет лунатиками, тоже беснуются, но бесы, стараясь оклеветать творения Создателя, следят за ростом луны и именно тогда нападают и делают болезнь явной, чтобы убедить [людей] считать добрые создания Божии причиной зла и из-за этого хулить Создателя. Но это объяснение не содержит ответа, почему божественный Апостол воспользовался таким выражением, но [говорит] лишь, отчего бесы, подстерегая полнолуния, именно тогда сильнее набрасываются и ужесточают свое тиранство. Однако поскольку сказано много и ничто не противоречит благочестивой мысли, пусть каждый придерживается того, что ему нравится.

Амфилохии.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 24-25 и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана

Не настоящих лунатиков, а тех, которые считались лунатиками по причине козней демонов, которые, пользуясь переменами времени луны, имели желание бесславить творение, чтобы увеличить хулы на Творца.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их

Христос никого из приведенных не спрашивал о вере, потому что это самое уже было делом веры, что их принесли издалека. Лунатиками называют беснующихся. Ибо демон, желая внушить людям, что звезды приносят вред, подстерегает полнолуние и тогда мучит, чтобы причиною страдания сочли луну и клеветали на создание Божие. В этом заблуждались и манихеи.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

И изыде слух Его по всей Сирии

Марк сказал: Изыде же слух Его абие во всю страну Галилейску (Мк. 1:28). Луки: и исхождаше глас о Нем во всяко место страны (Лк. 4:37). Слух и глас обозначают молву о Нем. Ту страну, которую Матфей назвал Сирией, другие назвали страною Галилейскою. Молва о Нем распространилась, потому что Он учил тому, чего никогда не слышали, слова Свои подтверждал чудесами и со властью учил и творил чудеса, как ты можешь найти об этом яснее у Марка.

и приведоша к Нему вся болящыя различными недуги и страстьми одержимы, и бесны, и месячныя, и разслабленныя (жилами): и изцели их

После слов: различными недуги, нужно сделать остановку. Страстьми называет страдания от болезней. Болезнь лунатиков обусловливается состоянием гнилых жидкостей. Так как луна, во время полнолуния, имеет свойство притягивать силою своего света жидкости, находящиеся в телах, то они тогда возмущаются; поднимающееся от них густое и дурное испарение терзает мозг и доставляет мучение человеку. Так как люди терпят это от луны, то и называются лунатиками. Но почему ни у кого из этих прежде исцеления не требует веры, как впоследствии от многих других? Потому, что Он еще не дал очевидного доказательства Своей силы. С другой стороны, то самое, что они пришли и привели, было делом не случайной веры.

Толкование Евангелия от Матфея.

Ориген

И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их

Ты увидишь разнообразие пороков в распутстве, сребролюбии, грубости, необузданности, в простодушной глупости и коварстве, в дерзости и трусости, и во всех враждебных [нам] пороках, а припадками мучают душу деньги, слава, нужда и бесславие. Демоны наносят вред телам, а души они принуждают согрешать и неистовствовать. Лунатик, к примеру, имеет беса «немого и глухого». Подобного рода страсти по временам терзают душу, делая ее глухой к спасительному слову, подобно тому как гнев парализует души, так что охватившее их напряжение сводит на нет деятельную жизненную силу. Немощью же души эллины в широком смысле называют болезнь, происходящую от порока, а в более узком - болезнь, противоположную самообладанию, которая ослабляет способность к терпению и перенесению страданий и боли.

Фрагменты.

Еп. Михаил (Лузин)

И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их

По всей Сирии: из Галилеи разнесся слух об Иисусе по всей области, к которой, по римскому разделению этой части Азии, принадлежала Палестина. Довольно затруднительно определить тогдашние границы этой области. Вероятно, что так называлось все пространство от Евфрата на востоке до Средиземного моря на западе, и от Таврских гор на севере до Аравии на юге. Слава об Иисусе Христе распространилась по всей этой местности, без сомнения, как о великом чудотворце: ибо этим только можно объяснить, что к Нему приносили всякого рода больных. — Бесноватых: одержимых злыми или нечистыми духами (дьяволами), которые овладевали их душевными и телесными силами. Что не простая это болезнь нервная, как хотелось бы доказать некоторым, а действительное обуревание злым духом, показывают следующие соображения: 1) Христос и апостолы обращаются к бесноватым именно как к людям, одержимым духами, говорят с ними, как с обуреваемыми, дают и другим понять, что таково именно их мнение о сих больных; 2) бесноватые разговаривают, задают вопросы, дают ответы именно как одержимые духами; духи говорят и действуют в этом случае, как отличные от обуреваемого; это нельзя назвать просто болезнью (Мф. 8:28 и д. Лк. 8:27 и д.); 3) духи представляются оставляющими тело, чтобы войти в другие тела (Мф. 8:32); 4) Иисус Христос, разговаривая с ними, спрашивает об имени их, грозит им, повелевает молчать, изгоняет; они повинуются и оставляют одержимого, который делается здоров (Мк. 1:25 и д. Мк. 5:8 и д. Мк. 9:25 и д.); 5) одержимые представляются знающими Христа Сына Божия (Лк. 4:34; Мк. 1:24), — этого нельзя объяснить никакою болезнью; 6) отцы первых веков понимали бесноватых, как именно одержимых демонами. Они, без сомнения, сохранили в этом случае учения самих святых апостолов об этом явлении и, следовательно, истинное их воззрение на бесноватых; 7) невозможно доказать, что сам Христос не признавал таковых за одержимых духами. Может быть, нет случаев, где Он говорил бы с такою ясностью и твердостью убеждения, действовал прямо и так поразительно живо и наглядно, как при обращении с бесноватыми. Допускать мысль, что Он применялся только к народному мнению о Нем, значило бы допускать хулу на Него, как на величайшего непогрешимого учителя истины. И нет никакой несообразности предполагать, что бесноватые состояли под влиянием демонов: 1) нет никакой несообразности предположить, что несколько духов из добрых сделались злыми, когда мы видим людей злых; 2) нет несообразности предположить, что дух чуждый может овладевать способностями человека, и даже его телесными действиями, когда мы можем своими глазами видеть, что то же делают люди с людьми, когда часто один служит бессознательным, но тем не менее полнейшим орудием другого 3) во множестве случаев нет возможности доказать, что в известных действиях нет участия духа; осмелится ли кто сказать, что в некоторых злых невольных действиях человека не участвует злой дух? 4) эти явления были для Господа случаем явить свою власть над своими врагами и врагами людей; Он пришел разрушить власть саатаны (Деян. 26:18; Рим. 16:20). — Лунатиков: это имя дано болезни от латинского слова luna — луна: оно дано известной болезни потому, что прежде думали, будто она состоит в связи с увеличением и уменьшением луны; имя сохранилось, хотя связь не доказана. О ней упоминается только здесь и ниже — Мф. 17:15. Это — род падучей болезни с некоторыми особенными загадочными явлениями. — Расслабленных: под общим названием расслабления в Новом завете подразумевается несколько болезней: 1) апоплексический удар, поражающий все тело; 2) паралич какой-либо одной части тела, например руки (сухорукий — Мф. 12:13); 3) судорога, весьма частая на Востоке и опасная болезнь. — И Он исцелял их: конечно, чудотворною силою. Чудо есть действие божественного всемогущества над законами природы, в противоположность действию обыкновенных сил и законов природы, и показывает особенное посланничество чудотворца от Бога. Когда Христос исцеляет неисцельные болезни или одним словом, или простым прикосновением, то, очевидно, Он творит чудо и свидетельствует тем о себе как особенном посланнике Божием.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их

Десяти град (Десятиградия). Это было название одной из местностей в Палестине – в пределах колена Манасиина. Так называлась эта местность оттого, что в ней было десять некоторых городов, например, Скифополь, Гадара, Гиппос, Гергеса и др. Эти города во времена Спасителя были населены большею частью язычниками.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их

Сирия была на севере и северо-востоке Галилеи. Хотя Иисус Христос ходил, учил и исцелял в Галилее, но слух о Нем прошел дальше пределов Галилейских. Во время этого путешествия приносили к нему всех страдающих, одержимых разными болезнями и муками, бесноватых, лунатиков и параличных, и Он исцелял их.

Толковая Библия.

Троицкие листки

И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их

Быстро пошла народная молва о новоявленном Пророке, Чудотворце: И прошел о Нем слух - слава о Нем - по всей Сирии, по всей той области Римской, которая простиралась от реки Ефрата до моря Средиземного, и от Малоазийских областей до пустынной Аравии. и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, т. е. одержимых злыми духами, которые Божиим попущением овладевают людьми за их нечистую, греховную жизнь, особенно за гордость, нераскаянность во грехах. Овладевают такими бесы и мучают их; приводили к Спасителю и лунатиков, которых особенно мучил бес в полнолуние, которые бродят во сне по крышам домов и лазят, где придется, и расслабленных, или разбитых параличом, лежащих без движения, и Он исцелял их всех, исцелял не человеческой силой, не врачебным искусством каким, а Своей всемогущей Божественной силой — одним прикосновением, даже одним словом Своим. И так много было этих чудесных знамений, что евангелист Матфей не считает нужным описывать каждое чудо отдельно, а только кратко упоминает о всех вообще. Христос разливал вокруг Себя, по выражению святителя Иоанна Златоуста, целое неизреченное море чудес. 

Троицкие листки. №801-1050.

Анонимный комментарий

И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их

Когда евангелист сказал болезнь, то хотел указать на телесные муки, а когда - и всякую немощь, - на духовные страдания души. Ведь не меньшие болезни терзают душу, чем тело. Если бы он сказал: «исцеляя болезни и немощи», то мы могли бы под тем и другим понять телесные страдания: «болезни» - как более тяжкие муки, а «немощи» - как менее мучительные тяготы. Но здесь, сказав всякую болезнь, он подразумевает любые муки, будь то тяжкие или легкие, и в таком случае прибавление другой части фразы кажется излишним, если только мы не поймем, что одна часть сказанного означает телесные страдания, а другая - духовные. Можно еще и так понять, что обе части сказанного подразумевают оба вида страданий, а именно: всякую болезнь как тела, так и души; и всякую немощь также и тела и души, так что под болезнью мы понимаем недуг души от какой-либо страсти, а под немощью - неверие. Например, если кто поражен недугом алчности, либо похоти, либо тщеславия, он страдает болезнью души, а если кто-либо не знает тайны Божьего призвания, такой человек немощен в вере. Многие же, хотя и в силах творить добро и быть угодными Богу, но так не поступают, ибо не знают тайны Божьего призвания и сами пребывают немощны. А некоторые настолько пребывают в плену телесных страданий, что, даже зная тайну Божьего призвания, не стремятся к деланию добра, они одержимы болезнью. Но страдания плоти Он излечивал Божественной силой, а духа - словом благочестия. Ведь подобно тому как врачебное искусство помогает страждущему телу, так слово - больной душе. Затем посмотри, что слова: исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях - Матфей поставил не в начале фразы; но сначала сказал: уча и проповедуя Евангелие Царствия, и потом только - исцеляя. Тому есть две причины. Во-первых, чудесные деяния созидают души с помощью слов благочестия. Поэтому то, что мыслится более важным, и ставится первым. А во-вторых, не слова благочестия усиливают чудесные деяния, но чудесные деяния усиливают слова истины. И [люди] верили, что Христос может творить чудеса, не потому, что Он возвещал истину, а верили, что Он возвещает истину, потому что может творить чудеса. И приносили к Нему всех немощных, и Он исцелял их. В некоторых местах сказано: и Он исцелял многих, и еще так: которые прикасались, исцелялись (Мф. 14:36). А в этом месте говорится просто: и Он исцелял их, указывая, что Он исцелил всех. Подобно тому, как новый врач, когда прибывает в город и желает показать свое искусство, лечит всякого, кто к нему приходит, думая не столько о получении платы, сколько о том, чтобы создать себе известность, а когда достигнет доброй славы, то за труд свой начинает брать и вознаграждение, так и Господь, начав Свою проповедь, исцелял не некоторых по рассуждению, а всех, не делая никаких различий; но после того, как Его узнала вся Иудея, Он продавал благодеяние исцелений за достойную цену веры, говоря каждому: По вере твоей да будет тебе. И не всем, а только тем, кого уже предуготовил по Своему предведению еще до того, как они пришли [к Нему].