Толкования на Мф. 5:24

Свт. Василий Великий

оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой

См. Толкование на Мф. 5:23

Свт. Иоанн Златоуст

оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой

См. Толкование на Мф. 5:23

Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 16-я.


Не сказал: приготовь, принеси жертву, но: «примирись», и тогда принеси. Оставь ее, говорит, пусть она лежит, чтобы необходимость ее принесения заставила тебя невольно идти для примирения с гневающимся справедливо. По­смотри еще, как Он побуждает идти к оскорбившему нас, когда говорит: «прощайте» должникам вашим, «дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» (Мк.11:25). Не малую назначил он награду, но весьма много превышающую важность самого дела.

Беседа против непришедших в собрание.

Свт. Иустин (Полянский)

оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой

См. Толкование на Мф. 5:21

Прп. Исидор Пелусиот

оставь там дар свой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом своим, и тогда уже приходи, чтобы принести дар свой

См. Толкование на Мф. 5:23

Прп. Максим Исповедник

оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой

Если желаешь не отпасть от любви Божественной; то ни брата своего не допусти уснуть в огорчении на тебя, ни сам не усни в огорчении на него: но иди, примирися с братом твоим, и, возвратясь с чистою совестью, принеси Христу дар любви в прилежной молитве.

Главы о любви.

Блаж. Августин

оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой

Таким образом, под жертвенником, находящимся в глубине храма Божьего, мы можем духовно понимать саму веру, образом которой является видимый жертвенник. Ибо какой бы дар мы ни приносили Богу: пророчество ли, учение, молитву, гимн, псалом или какой-либо иной духовный дар, который представился душе, - он не может быть принят Богом, если не подкрепляется искренней верой и не утвержден в ней твердо и неколебимо, чтобы то, что мы произносим, могло бы быть чистым и безупречным.

О нагорной проповеди Господа.

Блаж. Иероним Стридонский

оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой

См. Толкование на Мф. 5:23

Блаж. Феофилакт Болгарский

оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой

См. Толкование на Мф. 5:23

Евфимий Зигабен

оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой

См. Толкование на Мф. 5:23

Евагрий Понтийский

оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой

Писание гласит: Оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим; тогда, прийдя, будешь молиться невозмутимо. Ибо памятозлобие затемняет владычествующее начало души молящегося и омрачает молитвы его.

Главы о молитве.

Еп. Михаил (Лузин)

оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой

Помедли приносить дар, а сперва иди и примирись, и потом уже принеси жертву. Иудеи, и особенно фарисеи и книжники, привязаны были более к внешним делам Закона и мало ценили внутреннее расположение духа. Если кто исполнял строго внешние обряды Закона, его считали праведником, хотя бы в душе он исполнен был зависти, ненависти, мстительности и других пороков в отношении к ближним. Господь учит не так. Более необходимо и важно иметь правое сердце, чем исполнять только внешние обряды, последние без первого не имеют цены в очах Божиих, но важны и имеют силу пред Богом только при мире и любви к ближним. Конечно, когда нет возможности почему-либо лично примириться с ближним, надобно примириться по крайней мере в сердце (ср.: Мк. 11:25). «Бог отказывается от собственной чести, лишь бы мы хранили любовь» (Феофилакт).

Толковое Евангелие.

Анонимный комментарий

оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой

Не говори: он причинил мне вред, а не я ему; он должен извиняться передо мною, а не я перед ним. Если Господь ради славы спасения твоего велит, чтобы ты заключил дружбу, то ты, претерпевая вред, тем более должен просить [о примирении], чтобы тебе достичь двойной славы: первая - потому, что тебе причинен вред, а вторая - что ты попросил [примирения] первым. Если же ты причинил вред кому-то и поэтому просил, то Бог простит тебе этот вред, ибо ты просил раньше, но награды иметь не будешь, так как просил, будучи виновным. А если кто- то тебя оскорбит и ты первым попросишь [примирения], то будешь иметь большую награду. Следовательно, торопись опередить своего недруга в дружбе, чтобы не получилось, если будешь медлить, что он первым попросит тебя примириться и таким образом вырвет из твоих рук награду благочестия. Ибо, если он причинил тебе вред и просит тебя о примирении, твоя дружба будет бесплодна. Какую правду ты сотворил пред Богом, если примирился, когда тебя об этом попросили? Но Бог велит тебе просить первому не для того, чтобы ты валялся в ногах у недруга, а желая подать тебе за смирение славу.

Прот. Иоанн Бухарев

оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой

См. Толкование на Мф. 5:23

Лопухин А.П.

оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой

См. Толкование на Мф. 5:23

Троицкие листки

оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой

См. Толкование на Мф. 5:23

Митр. Иларион (Алфеев)

оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой

См. Толкование на Мф. 5:23