Толкования на Мф. 5:30

Прп. Исидор Пелусиот

И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну

См. Толкование на Мф. 5:29

Прп. Максим Исповедник

И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну

См. Толкование на Мф. 5:29

Прп. Анастасий Синаит

И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну

См. Толкования на Мф. 5:29

Блаж. Августин

И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну

В этом вопросе мне ничто не показалось более подходящим, чем [понятие] «любезнейший друг». Ведь это тот, кого мы справедливо можем назвать частью себя и кого мы сильно любим. Мы [можем назвать] его и советчиком, поскольку он является глазом, указывающим путь, притом в божественных делах, поскольку он - правый. Хотя и левый - любезный советчик, но в делах земных, относящихся к нуждам тела, о котором было излишне и говорить, что он вводит в соблазн, поскольку этого не дано избежать даже правому [глазу]. В божественных делах советчик вводит в соблазн, если пытается вносить какую-нибудь пагубную ересь под именем религии и учения. Поэтому как правая рука воспринимается как любезный помощник и исполнитель в божественных делах (ведь так же, как под глазом справедливо понимается созерцание, так под рукой - действие), так и левая рука понимается как дела, которые необходимы для этой жизни и тела.

О нагорной проповеди Господа.

Блаж. Иероним Стридонский

И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну

См. Толкование на Мф. 5:29

Блаж. Феофилакт Болгарский

И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну

См. Толкование на Мф. 5:29

Евфимий Зигабен

И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну

См. Толкование на Мф. 5:29

Анонимный комментарий

И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну

Я же думаю, что все это, как мы сказали выше, относится к душе. Стало быть, Он имеет в виду око души, то есть ум, которым душа созерцает. О нем Он говорит и в другом месте: Если око твое будет чисто и далее (Мф. 6:22). Это око - не плотское око, но отражение другого, внутреннего ока, то есть ума. Ведь и тело имеет свой ум, и душа - свой: по свидетельству апостола, который так говорит об уме души: Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха (Рим. 7:25). А об уме тела так: Безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы (Кол. 2:18-19). То же самое [можно сказать] о руке и «ноге». Правая рука человека - это воля души, а левая рука - воля плоти. И эта плотская рука не есть рука, а только орудие той руки. И если воля души, благая либо дурная, не подвигнет ее, она и не шевельнется. Таким образом, правая рука у человека - это воля души, а левая - воля тела. Поэтому и все части души именуются правыми, а тела - левыми, так как душа создана с собственным произволением, хочет ли она склониться к добру или ко злу; и создана в подчинении закону праведности, чтобы верно видела, верно слушала, и поступала, и жила. А все части тела именуются «левыми», так как плоть сотворена лишенной собственного произволения, так чтобы она могла, если захочет, склониться либо к добру, либо ко злу, но сотворена она во зле, в подчинении закону греха, и она не может видеть, либо слушать, либо поступать верно. Так и все святые называются «правыми», а грешники - «левыми».

Еп. Вениамин (Милов)

И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну

И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее, — говорит Христос, то есть ты сразу отсеки сердце свое от того человека, отрекись, отойди от него во имя Господа Бога, потому что Бог тебе дороже всех, дороже всякого самого любимого человека. Но как же, скажете, отойти от человека, как отсечь его от себя, ведь невозможно действительно оставить его, бежать от него. Нет, отойти нужно не так, бежать нужно не ногами, скрываться не действием, а скрываться произволением, уйти сердцем своим, умом своим. Ни на что не смотреть, не обращать внимания ни на какие отношения — пусть ничто не будет помехою к единению с Богом и пусть молитва сохраняется всегда, хотя бы вокруг и кипели противоположные взгляды, суждения и укоризны. Помните, что Бога сохранить — выше всего, так разве можно променять Его на все, что мешает близости с Ним? Лучше отсекать от себя, то есть от сердца своего, тех людей, которые мешают нам, лишь бы только сохранить общение с Богом.

Проповеди.

Прот. Иоанн Бухарев

И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну

См. Толкование на Мф. 5:29

Лопухин А.П.

И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну

По конструкции и смыслу этот стих ничем не отличается от предыдущего. Одна и та же истина рассматривается с разных сторон и таким образом больше запечатлевается в сознании слушателей.

Троицкие листки

И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну

См. Толкование на Мф. 5:29