Толкования на Мф. 5:36

Свт. Иоанн Златоуст

ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным

Опять и здесь Христос запрещает клясться головою не по уважению к человеку, иначе бы и сам человек достоин был поклонения, усвояя славу Богу; Он показывает, что ты не властен над собою, а потому не имеешь власти и клясться головою. Если никто не согласится отдать сына своего другому, то тем более Бог не уступит Своего творения тебе. Хотя голова и твоя, но она есть собственность другого, и ты до такой степени не властен над ней, что не можешь сделать для нее и самомалейшего. Христос не сказал, что ты не можешь вырастить волоса, но что не можешь даже переменить его качества. Но как же быть, скажешь ты, если кто-нибудь требует клятвы, и даже принуждает к тому? Страх к Богу да будет сильнее всякого принуждения. Если ты станешь представлять такие предлоги, то не сохранишь ни одной заповеди. Тогда ты и об жене скажешь: что, если она буйна и расточительна? Скажешь и о правом глазе: а что, если я люблю его и стану разжигаться? Скажешь и о любострастном воззрении: ужели мне нельзя и смотреть? Равно можешь сказать и о гневе на брата: что, если я вспыльчив, и не могу удерживать своего языка? Таким образом тебе не трудно будет попрать все вышесказанные заповеди. Между тем, касательно законов человеческих ты никогда не смеешь представлять подобных предлогов, и говорить: что, если то-то, или то-то? — но волею или неволею, а непременно повинуешься предписанию. Притом, что касается рассматриваемой заповеди, то тебе может не представиться и необходимости когда-либо клясться. Кто внял учению о вышесказанных блаженствах, и устроил себя так, как повелел Христос, того всякий будет считать достойным почтения и уважения, и никто не станет принуждать к клятве.

Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 17-я.

Свт. Хроматий Аквилейский

ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным

В этих словах Господа, где Он запрещает нам клясться любыми вещами, содержится двойной смысл. Во-первых, Он хочет, чтобы мы оставили и использование клятв, и привычку человеческого заблуждения, чтобы никто из нас не почитал творение как Бога или поэтому верил в безнаказанность преступления, если поклянется частями мира, ибо написано: И не поклялся ближнему своему коварно (Пс. 23:4). В этом он осуждает как грех иудейской неверности, так и всего человеческого рода, который, оставив Создателя, воздал божественные почести творению, как сказал апостол: И поклонялись, и служили твари вместо Творца (Рим. 1:25). Затем это можно понимать еще и так: если кто клянется небом и землей, то клянется и Тем, Кто создал небо и землю, как Сам Господь указал в другом месте, говоря: Клянущийся жертвенником клянется им и всем что на нем; и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем (Мф. 23:20-21). Он говорит: [Не клянись] ни Иерусалимом, потому что он город Великого Царя, то есть образ тела Христова, которое есть духовная и небесная Церковь. Ни головою твоею не клянись, ибо, согласно апостолу, всякому мужу глава Христос (1 Кор. 11:3). Поэтому клянущийся всем этим клянется Создателем всего этого.

Трактат на Евангелие от Матфея.

Блаж. Иероним Стридонский

ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным

См. Толкование на Мф. 5:34

Блаж. Феофилакт Болгарский

ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным

Один только Бог клянется Самим Собою, как не зависящий ни от кого. А мы не имеем власти над собою, - как же мы можем клясться своею головою? Мы - достояние другого. Ибо если голова - твоя собственность, то измени, если можешь, один волос.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

ниже главою твоею кленися, яко не можеши власа единага бела или черна сотворити

Не клянись самою маловажною и сподручною клятвою, т.е. своею головою, чтобы не дойти и до большего. С другой стороны, и голова твоя есть стяжание и приобретение Божие; так что и в этом случае происходит клятва Богом, Который содержит ее в Своей власти. Хотя она и принадлежит тебе, но – не твое творение, что открывается из того, что ты не можешь и одного волоса сделать белым или черным.

Толкование Евангелия от Матфея.

Еп. Михаил (Лузин)

ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным

Ни головою. Клятва головою была очень обыкновенной в обыденной жизни, все равно как у нас в простонародье употребительна и обычна неблаговидная божба разного рода. Клясться головой означало то же, что клясться своей жизнью, то есть я отдаю жизнь свою или пусть отнята будет у меня жизнь, пусть умру я, если неправда то, что я говорю. Бог есть Творец жизни и в Его руке отнять или продолжить жизнь; следовательно, клянущийся ею клянется тем, что принадлежит не ему, а Богу, и следовательно, клянется Самим Богом.

Ни одного волоса. Так мала власть ваша над изменением своей жизни, что даже изменить цвет волоса вы не можете; следовательно, не надобно клясться тем, что не ваше.

Толковое Евангелие.

Прот. Иоанн Бухарев

ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным

Клясться головою значит то же, что клясться своей жизнью, например, такими словами: «Пусть Бог отнимет у меня жизнь, если неправда то, что я говорю». Бог дал нам жизнь, и в Его воле отнять и продолжить ее; не можеши власа единаго бела или черна сотворити – так мала власть наша над собственною жизнью! Следовательно, клянущийся жизнью клянется тем, что не принадлежит ему и находится в руках Божиих, – опять клянется Самим Богом. Должно заметить к случаю, что клятвы, подобные клятве головою, нередки у нас, например, «порази меня Бог» и т. п.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным

См. Толкование на Мф. 5:34

Троицкие листки

ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным

См. Толкование на Мф. 5:35

Митр. Иларион (Алфеев)

ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным

См. Толкование на Мф. 5:34