Толкования на Мф. 7:14

Свт. Василий Великий

потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их

Вопрос. От чего «узки» те врата, и «тесен» тот путь, который вводит «в живот», и как входит им человек?

Ответ. Опять и здесь узкое и тесное означают не что либо разное; но слово: «тесный» выражает высшую степень узкости, когда путь до того сужен, что идущему надобно тесниться, то есть, с обеих сторон жаться, потому что опасно всякое уклонение и в правую и в левую сторону, как на мосту, с которого, в какую сторону ни поверни, готова принять тебя текущая под ним река. Потому Давид говорит: «при стези соблазны положиша ми» (Псал.139,6). Посему, кто предположил войти в живот узким и тесным путем, тот должен остерегаться всякого отступления и совращения от заповедей Господних, исполняя написанное: «не уклоняйся ни направо, ни налево» (Второз.17, 11).

Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.

Свт. Григорий Нисский

потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их

Как если две сдвинувшиеся стремнины оставляют одну тропинку на высоком береговом утесе, то идущему по ней не безбедно туда и сюда уклоняться от середины, потому что на обеих, может быть, сторонах за уклонением последует обрыв со стремнины, так и закон требует от идущего по его следам не оставлять пути, как говорит Господь, узкаго и тесного, никакого уклонения ни влево, ни вправо не признавая благоуспешным. И этим словом определяется то учение, что добродетели состоят в середине. Почему всякий порок обыкновенно совершается или от недостатка, или от нарушения меры добродетели; например, относительно к мужеству робость есть некоторый недостаток этой добродетели, дерзость - нарушение меры, но что свободно от того или другого из этих пороков, то усматривается в середине между ними и есть добродетель.

О жизни Моисея законодателя.

Свт. Иоанн Златоуст

потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их

См. Толкование на Мф. 7:13

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их

См. Толкование на Мф. 7:13

Свт. Иустин (Полянский)

потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их

См. Толкование на Мф. 7:13

Свт. Филарет (Дроздов)

потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их

Поелику пространный путь, как видимый, более и более обольщал странников и привлекал в пагубу, а истинный путь жизни, как сокровенный и даже непроходимый без вышнего руководителя, более и более запустевал и становился совсем неведом; то наконец, по неизреченной благости небес, чудесно явился на земли «Тот, Который есть» (В отд. изд. сих слов нет.) «Путь и Истина и Живот» (Ин. 14:6). Однако и Он не очистил пути к блаженству от терния и волчцев, но предоставил сие тому времени, когда Он паки приидет «очистить» все пространное «гумно Свое» и все «плевы… сожещи огнем неугасающим» (Мф. 3:12). Ныне же Он указал нам «тесный путь вводящий в живот», и Сам прошел сим путем, «нам оставль образ, да последуем стопам Его» (1 Пет. 2:21).

Есть различные стези и части единого всеобщего пути к блаженству; но всегда вернее узнается он потому, что «тесен», и требует подвига от проходящих по нему. Он лежит, там чрез воды слез: «блажени плачущии» (Мф. 5:4); здесь – чрез пустыню, в которой должно потерять все, чем когда-либо мы думали обладать в самих себе: «блажени нищии духом» (Мф. 5:3); инде – чрез дебри уничижения: «блажени изгнани» (Мф. 5:10); «блажени будете, егда возненавидят вас человецы, и егда разлучат вы и поносят» (Лк. 6:22). Должно иногда воинственною рукою низлагать преграды и напряженнейшими усилиями восходить на высоту совершенства: «царствие небесное нудится» (Мф. 11:12); иногда преданностью веры повергаться в смертные опасности, чтобы достигнуть спасительного упования на Бога: «иже погубит душу свою, …той спасет ю» (Мк. 8:35). То, что споспешествует в путях плоти, часто даже препятствует на пути духа, и колесницы мира устрояются большею частию не по размеру «узких врат, …вводящих в живот»: так «не удобь уповающим на богатство в царствие Божие внити» (Мк. 10:24). Небесный Путеводитель требует от нас некоторого разлучения с ближайшими нашими сопутниками: «приидох, – говорит Он, – разлучити человека на отца своего, и дщерь на матерь свою; иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин: и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин» (Мф. 10:35, 37). Чтобы достигнуть в царство всеобъемлющей любви Божией, должно прежде остаться одиноку сердцем, как тот, кто сказал: «един есмь аз, дондеже прейду» (Пс. 140:10).

Слово пред погребением тела генерал-лейтенанта графа Павла Александровича Строганова (Говорено в Благовещенской церкви Свято-Троицкой Александроневской лавры, в Высочайшем присутствии Его Императорского Величества Благочестивейшего Государя Императора Александра Павловича и Их Императорских Высочеств Государей Великих князей Цесаревича Константина Павловича и Михаила Павловича, 5 июля; напечатано отдельно и в собр. 1820 и 1821 гг.)

Прп. Макарий Великий

потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их

Господь говорит в Евангелии: «Тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь, и немногие находят их». Подразумевается, во-первых, что каждый обретает ее высочайшей добродетелью, проходя через тесноту, в подвиге и борьбе. А во-вторых, тесным Он называет путь для не хотящих идти по нему: тесен путь для врагов Его, для не могущих вступить на него, по слову Писания: «Для невежд он очень суров; и неразумный не останется на нем» (Сир. 6, 12); потому что нужны большой разум, мудрость, терпение и вера, чтобы человек уверенно и не колеблясь достиг блаженства и Божьего пути правды (2 Пет. 2, 21). Как если была бы безмерно высокая и отвесно крутая гора с очень тесной тропой шириною, скажем, в след ноги, и по ней не могли бы ступать и проходить четвероногие звери или иное что, кроме только легких птиц, возносимых своими крыльями, – так и высочайшие заповеди Евангелия и путь Божий тесны и узки людям мира сего, непричастным Духа Божия, и этим путем невозможно идти (то есть стать послушниками и безупречными во всех евангельских заповедях) никому, пока они не приобретут крыл Святого Духа; тогда, возносимые Святым Духом, они легко смогут пройти по евангельскому пути правды и удостоятся войти в жизнь, по слову Господа: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11, 30). Они узнают, что не тяжелы заповеди Иисуса, когда, окрыленные Святым Духом, пойдут с великой легкостью и радостью по тесному для остальных людей пути. И невозможно без святых крыл духовных никому вступить на сказанный путь (то есть в совершенной и безупречной чистоте исполнить все заповеди Господа) и удостоиться войти так во врата Царства Небесного.

Собрание рукописей типа III. Поучение 16.

Прп. Аммон

потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их

Авву Аммона спросили: «Что есть узкий и тесный путь?» Он ответил: «Узкий и тесный путь есть [постоянное] принуждение своих помыслов и отсечение собственных желаний ради Бога. Об этом и говорят слова: вот, мы оставили все и последовали за Тобою (Мф. 19, 27).

Повествования.

Прп. Серафим Саровский

Путь деятельной жизни составляют: пост, воздержание, бдение, коленопреклонение, молитва и прочие телесные подвиги, составляющие тесный путь и прискорбный, который, по слову Божию, вводит в живот вечный.

Поучения.

Прп. Нил Синайский

потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их

«Узкая врата, и тесный путь вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его» (Мф. 7:14). Поэтому, если и обретающих путь мало, то еще меньше тех, которые имеют силу войти в живот. Но не входят они по собственному своему нерадению.

Письма на разные темы. Декуриону.


Если желаешь войти в небесное царствие, то желай себе скорбей; ибо, кто не имеет скорбей, тот никак не войдет в него, потому что врата узки (Мф. 7:14).

Письма на разные темы. Письмо 3.244.

Блж. Августин

потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их

См. Толкование на Мф. 7:13

Блж. Иероним Стридонский

потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их

См. Толкование на Мф. 7:13

Блж. Феофилакт Болгарский

потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их

Слово «потому что» означает удивление. Господь дивится: какие врата! Почему же в другом месте Он говорит: «бремя Мое легко» (см. Мф. 11:30)? По причине будущих воздаяний.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

что узкая врата, и тесный путь вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его

что узкая врата, и тесный путь вводяй в живот

«Что» поставлено вместо: «весьма». Увеличивает узкость и тесноту, чтобы, заранее зная это, мы возбуждались к борьбе и заблаговременно приготовлялись к терпению и перенесению трудов. Если постигнет нас какая-либо печаль, о которой мы заранее знали и которой ожидали, то она обыкновенно переносится гораздо легче. Итак, желая, чтобы ученики были весьма сильны в борьбе и терпеливы, открыл, что указанный путь тесный и полон скорби. Утешая же их относительно долженствующего последовать мучения и облегчая тяжесть его, открыл, куда этот путь ведет, именно к жизни, разумеется – вечной, чтобы ты в то время, как беспокоишься, видя все труды, возбуждался, взирая на конец их, и получал новые силы от надежды на воздаяние. И не очень малое утешение назвать эти ворота и путь, потому что ни одно из них не остается, но проходит.

и мало их есть, иже обретают его

Там, конечно, много, по причине приятности пути и отсутствия трудов на нем, а здесь – мало, по причине неудобства и трудности. Следует знать, что теперь Он назвал путь небесной жизни узким и тесным ради Его временных страданий, а в другом месте Он говорит, что иго заповедей Его – благо и бремя предписаний Его легко (11,30) ради надежды на вечные блага. Добродетель – тяжела по причине тяжести трудов, а легка по причине воздаяния за нее; ожидание будущей радости смягчает и уменьшает ощущение скорби.

Толкование Евангелия от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их

См. Толкование на Мф. 7:13

Лопухин А.П.

потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их

Правильный перевод этого места зависит от решения вопроса, какое слово должно быть поставлено в начале стиха, τί или ότι. Во многих унциальных кодексах и древних латинских переводах читается τί; но Златоуст и другие ότι. Если бы чтение было τί, то смысл был бы сентиментален: как тесны врата, и как узок путь, ведущие в жизнь! Феофилакт говорит, что τί здесь есть восклицательное. Иероним переводит: quam angusta porta! Цан принимает τί. С другой стороны, если бы было ότι, то в ст. 14 содержалось бы почти совершенно ненужное доказательство мысли, высказанной в 13 стихе. “Входите тесными вратами… потому что тесны врата…” Но, с принятием ότι, можно понимать выражение и так: в первом предложении 13 стиха дается заповедь: входите тесными вратами, и она доказывается в дальнейших словах, смысл которых тот, что широкий путь за вратами ведет к погибели. В следующем 14 стихе доказывается та же мысль, но с другой стороны.

Если многие идут широким путем, то одно это уже служит достаточным основанием для того, чтобы ученики Христа не следовали преданной роскоши и развратной толпе; они должны идти собственной дорогой, которую указал им Христос. Логическое ударение стоит здесь, следовательно, не над словами широкий или тесный путь, а на том, что многие или погибают, или получают жизнь. На этих основаниях можно считать более вероятным ότι (потому что — как в русском).

Толковая Библия.

Троицкие листки

потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их

Сам Господь со скорбью говорит: потому что тесны врата и узок путь (о, как тесны врата и узок путь!) ведущие в жизнь вечную! Это – путь обуздания своих помыслов, отсечения собственных пожеланий для Бога, путь скорбей и лишений, но зато он ведет к жизни святой и богоугодной, к чистоте и бесстрастию, а затем и к жизни вечноблаженной! «Сей путь до того узок, – говорит святитель Василий Великий, – что опасно всякое уклонение и в правую, и в левую сторону, как на мосту, с которого, в какую сторону ни поверни, готова принять тебя текущая под ним вода. Поэтому, кто идет этим узким и тесным путем, тот должен остерегаться всякого уклонения, отступления и совращения от заповедей Господних, по писаному: «не уклоняйся ни направо, ни налево» (Втор. 17:11)». «Сей путь лежит, – по выражению святителя Филарета, – или через воды слез: «блаженны плачущие», или через пустыню духовной нищеты: «блаженны нищие духом»; или через дебри уничижения: «блаженны изгнанные»; на этом пути грозят нам смертные опасности: «потерявший душу свою ради Меня сбережет ее», а иногда требуется разлука с людьми самыми близкими: «ибо Я пришел разделить человека с отцом его»… Тесен и прискорбен этот путь: святые подвижники омочили его своим потом, а святые мученики – даже кровью своей…». «Итак, – говорит святитель Илия Минятий, – кто ходит, высоко подняв голову, кто гордится перед другими, тому не пройти здесь, если не наклонит головы, если не смирится: «тесны врата и узок путь!» Кто пресыщается земными благами, тому не пройти, если не изнурит своего тела постом и трудами: «тесны врата и узок путь!» У кого много всякого ненужного добра, кто не делится с ближними этим добром, тому не пройти здесь, если не уменьшит всего этого: «тесны врата и узок путь!» Много нужно пота пролить, много нужно труда приложить, много нужно потерпеть и пострадать, чтобы в рай пройти: «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22). У кого тело любит негу и покой, кто не может и одного слова обидного перенести, тому не пройти в рай: «узки» туда «врата» и прискорбен путь!«… и немногие, – говорит Спаситель (о, как мало таких), – находят их! Да и из тех, которые обретают, одни в самом начале, другие в середине, а иные у самой уже пристани тонут. Путь воистину тесный, но неизбежный для тех, кто хочет войти в Царство Небесное. Туда не пустят в ветхой одежде греха: надобно снять эту одежду. Каким же образом? Блаженный Августин отвечает: «Возьми за образец змеиную хитрость: чтобы сбросить с себя старую кожу, она проползает сквозь узкое отверстие. А где, скажешь, я найду это узкое отверстие? Слушай: тесные врата скорбей ведут к жизни…» Преподобная Феодора говорила: «Как деревья не могут приносить плодов, если не вытерпят зимних бурь и дождей, так и для нас сей век есть зима, и мы не можем иначе сделаться наследниками Царства Небесного, как через многие скорби и искушения». Но если путь в Царство Небесное тесен, то почему же Господь в другом месте говорит: «иго Мое благо и бремя Мое легко»? «Как это, путь – тесный и вместе с тем – удобный? – вопрошает святитель Иоанн Златоуст и сам же отвечает. – Тем этот путь и удобен, что он есть путь и врата; на нем ничто не останавливается, но все проходит, как горести, так и радости в жизни». «Кто терпит обиды, – говорит блаженный Феофилакт, – тот как бы только проходит сквозь некоторые ворота; равно и сластолюбивый, предаваясь сластолюбию, проходит как бы только некоторый путь. Но так как то и другое временно, то выбирай лучшее». «Врата в Царство Небесное тесны не сами по себе, – говорит блаженный Августин, – мы стесняем их для себя своей гордостью, а затем мучаемся, что не можем войти, сетуем и раздражаемся препятствиями. Как же облегчить душу? Должно испить от чаши смирения, хотя горькой, но целебной». «Как стесненная вода поднимается вверх, так и душа, угнетенная бедами, покаянием восходит к Богу и спасается», – говорит преподобный Иоанн Лествичник. Вот почему одна горько плакавшая богобоязненная женщина, на вопрос старца, о чем она плачет, отвечала: «О том я и плачу, что забыла я Бога, и Бог меня забыл; вот уже три года за грехи мои не посылает мне ни одной скорби…» Скорби она считала великой милостью Божией к себе. «И Павел назвал скорбь легкой, – говорит святитель Златоуст, – но он называет ее так не по свойству самой скорби, но по произволению подвижников и по надежде будущих благ. Итак, не будем скорбеть, если на пути жизни случаются с нами многие несчастья. Господь для того и назвал путь трудным, дабы пробудить от сна путников. Но пусть путь прискорбен и врата тесны, – зато не таков тот град, к которому ведут они!..»

Троицкие листки. №801-1050.