Толкования на Мф. 7:27

Свт. Иоанн Златоуст

и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое

«И было падение его великое», – говорит Спаситель. И в самом деле, здесь опасность угрожает не маловажным вещам, но душе, и притом лишением неба и нетленных тех благ. Но и прежде того порочный будет проводить жизнь самую несчастную, сопряженную с непрерывными печалями, страхом, заботами и сильными беспокойствами, на что указывая, Премудрый говорит: Нечестивый бежит, когда никто не гонится [за ним] (Притч. 28:1).

Действительно, таковые люди трепещут теней, подозревают друзей, врагов, рабов, знаемых и незнаемых, и таким образом, прежде вечных мучений еще здесь терпят жесточайшее мучение. Показывая все это, Христос и сказал: И было падение его великое. Таким образом, и настоящими бедствиями сильно убеждая самых упорных неверных избегать порока, Он сделал приличное заключение Своим благим заповедям. Хотя слово о будущем и важнее, но людей, слишком одебелевших, изображение настоящего более могло обуздать и отклонить от порока.

Потому Спаситель и заключил Свою проповедь таким изображением, чтобы польза от исполнения Его заповедей для слушателей была ощутительнее.

Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 24-я.

Свт. Кирилл Александрийский

и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое

См. Толкование на Мф. 7:26

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое

См. Толкование на Мф. 7:24

Прав. Иоанн Кронштадский

и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое

И в собственном смысле и в переносном можно принимать. В собственном: когда сгущаются дождевые облака в воздухе и, гонимые ветром, опираются на наше тело, тогда бывает нам тяжело — и душе и телу. В переносном — разумеются искушения врага.

Разлились реки… и налегли на дом тот; и он упал, то есть реки непроизвольной злобы налегли на сердце человека; или реки разных страстей, которые, как быстрая река, подмывают сердце и влекут его ко злу. Это явление часто бывает в душе. Не надо колебаться.

Дневник. Том III. 1859-1860.

Блж. Иероним Стридонский

и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое

См. Толкование на Мф. 7:25

Блж. Феофилакт Болгарский

и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое

См. Толкование на Мф. 7:26

Евфимий Зигабен

и сниде дождь, и приидоша реки, и возвеяша ветри, и опрошася храмине той, и падеся: и бе разрушение ея велие

Действительно великое, потому что отпал не от славы, не от богатства, или от другого какого-либо человеческого благополучия, но от веры во Христа. Неверующий не падает, так как он совершенно лежит в яме заблуждения; но кто был извлечен оттуда, возведен на высоту веры и потом опять склоняется туда, тот падает и лишается вечной жизни.

Толкование Евангелия от Матфея.

См. также Толкование на Мф. 7:26

Еп. Михаил (Лузин)

и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое

См. Толкование на Мф. 7:24

Прот. Иоанн Бухарев

и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое

См. Толкование на Мф. 7:24

Лопухин А.П.

и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое

(Лк. 6:49). Опять и конструкция, и смысл этого стиха одинаковы с 25. Этим стихом заканчивается нагорная проповедь.

Толковая Библия.

Троицкие листки

и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое

И пошел дождь, – говорит Спаситель, – и разлились реки, и подули ветры (пришли всяческие искушения и превратности в жизни земной), и налегли на дом тот, налегли всей своей тяжестью на храмину души того грешника, и он упал, не устоял он, и было падение его великое, падение было гибельным. «И в самом деле, – рассуждает святитель Златоуст, – здесь опасность угрожает не маловажным каким-нибудь вещам, но душе, и притом лишением неба и нетленных оных благ». Оттого и бывает великое падение: падает душа, слышавшая слово Божие, но не хотевшая исполнять его. Какую чудную силу имеет речь Спасителя в этих наглядных, поражающих душу образах! Его слушатели, евреи, жили в стране, которая вся изрезана горами и холмами; горные речки и ручьи во время бездождия были сухими ложбинами; но вот с небес падал проливной дождь, и эти ложбины обращались в бурные потоки, которые стремительно уносили все, что попадалось им на пути. Можно ли было строить дом на крутом, песчаном берегу такого потока? И дома строили обыкновенно на скалах, чтобы поток не мог подмыть их и разрушить. Все это было хорошо известно слушателям Христовым, и вот они слышат из уст Божественного Учителя указание на эти грозные явления природы в поучение себе. Не знает человек, когда на него обрушится беда; он спокойно наслаждается жизнью, но вдруг над ним разражается гроза бедствий и, в одно мгновение, здоровье, счастье, богатство, спокойствие душевное – все может погибнуть. И вот, кто крепко стоит на камне заповедей Христовых, тот спокойно встретит все невзгоды, все беды и напасти; он знает, что Господь бодрствует над ним, не даст ему погибнуть, не попустит искушений выше сил; но что будет в годину искушений с тем, кто забыл Бога, кто все свое счастье полагает в благах земных? Увы, он впадает в отчаяние и погибает навеки! Вот какую спасительную силу имеют заповеди Христовы даже для временной жизни: без соблюдения их гибель угрожает нам на каждом шагу. Такими, для праведных отрадными, а для грешных грозными, уподоблениями закончил Господь наш Иисус Христос Свою великую Нагорную проповедь! Никогда еще ухо человеческое не слышало столь дивных глаголов жизни вечной; в глубоком благоговении внимал им народ; тысячи слушателей, устремив взоры на Божественного Учителя, воспринимали простым сердцем своим каждое слово благодати, исходившее из уст Его. И только тогда, когда смолкли Его Божественные уста, толпы заволновались, послышались выражения удивления, изумления, восторга.

Троицкие листки. №801-1050.