Толкования на Мф. 9:12

Свт. Иоанн Златоуст

Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные

Что же отвечает бесконечная Премудрость? Не здоровые, – говорит она, – имеют нужду во враче, но больные. Смотри, как Господь из слов фарисеев выводит совершенно противное заключение. Они поставляли Ему в вину общение Его с мытарями; а Он, напротив, говорит, что не иметь общения с ними – дело недостойное Его и несообразное с Его человеколюбием, и что исправлять таких людей есть дело не только не заслуживающее никакой укоризны, напротив весьма важное, необходимое и достойное бесчисленных похвал.

Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 30-я.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные

См. Толкование на Мф. 9:11

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 12-13 Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы. Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию

Я пришел теперь, говорит Господь, не как Судья, но как Врач: поэтому и смрад терплю. Словами же «пойдите, научитесь» обличает их и как невежд: так как вы до сих пор не научились, то хоть теперь пойдите и узнайте, что Бог выше жертвы ставит милосердие к грешникам. «Ибо Я пришел призвать не праведников», - говорит, укоряя их, то есть: Я пришел призвать не вас, которые оправдывают самих себя, так как нет ни одного человека праведного; Я пришел призвать грешников, однако не для того, чтобы они оставались грешниками, но чтобы покаялись.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Иисус же слышав, рече им: не требуют здравии врача, но болящии

Общим примером заградил им уста и вину эту обратил в добродетель, показывая, что она не только не достойна порицания, а скорее заслуживает похвалы. Затем убеждает их пророческим Писанием, говоря: шедше же научитеся, что есть: милости хощу, а не жертвы…

Толкование Евангелия от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные

Здоровыми здесь Господь называет праведных, а больными – грешных. Под здоровыми, или праведными, Господь разумеет фарисеев, которые, исполняя внешние обряды закона, в самомнении считали себя праведными, и потому не чувствовали нужды в Нем как Спасителе; а под больными, или грешными, – всех, сознающих свою греховность, готовых к раскаянию и исправлению, и потому ищущих сближения с Ним, каковы те, с которыми Он возлежал теперь.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные

См. Толкование на Мф. 9:11

Троицкие листки

Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные

Господь видел затруднение учеников и Сам ответил за них: Иисус же, услышав это, сказал им: так, вы считаете себя здоровыми духовно; что же для вас странного, что Я не к вам обращаюсь? Вы не чувствуете нужды во Мне, как в Спасителе, и Я не навязываю вам Своей спасающей благодати; они желают спасения, и Я их спасу. Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я и пришел ныне как врач, а не как судия, поэтому терплю и смрад греховный. «Смотри, – говорит святитель Златоуст, – как Господь из слов фарисеев выводит совершенно противоположное заключение. Они ставили Ему в вину общение с мытарями, а Он, напротив, говорит, что исправлять таких людей есть дело весьма важное, необходимое и достойное безчисленных похвал».

Троицкие листки. №801-1050.