Толкования на Мф. 9:36

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 36-38 Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою

Смотри опять, как Он далек от тщеславия. Чтобы не водить всех за Собой, Он посылает учеников. Впрочем, не для того только посылает, но и для собственного их обучения, чтобы, образовавшись в Палестине, как бы в некотором училище ратоборства, они приготовили себя к подвигам в целом мире.

Потому-то, как юных птенцов приучая к летанию, Он открывает обширнейшее поприще для их действования, сколько было то соразмерно с их силами, чтобы они удобнее могли приступить к последующим подвигам; и сначала делает их только врачами тел, чтобы после вверить им важнейшее – врачевание душ. И смотри, как показывает легкость и необходимость этого дела. Жатвы, говорит Он, много, а делателей мало. Я, говорит, посылаю вас не сеять, но жать. Подобным образом сказал Он и у Иоанна: другие трудились, а вы вошли в труд их (Ин. 4:38). Этими словами Он удерживал их от самомнения, возбуждал к бодрости и показывал, что предшествовавший труд был больше.

Смотри же: Он и здесь начинает милостью, а не судом. Сжалился над ними, сказано, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Этим Он укорял начальников иудейских за то, что они, будучи пастырями, показывали в себе свойства волков, потому что не только не исправляли народа, но и препятствовали ему быть лучшим.

Народ удивлялся и говорил: «никогда не бывало такого явления в Израиле» (Матф. 9:33)! А они, напротив, говорили: «Он изгоняет бесов силой князя бесовского» (Матф. 9:34)! Но о каких делателях говорит здесь Господь? О двенадцати учениках. Что же? Сказав: «делателей мало», увеличил ли их число? Нет, но послал двенадцать только. Так почему же Он сказал: «молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою», – а никого к ним не присоединил? Потому, что впоследствии Он и двенадцатью заменил многих, не увеличив их числом, но даровав им силу.

Далее, желая показать, как велик дар, говорит им: «молите Господина жатвы» – и, хотя не прямо, дает разуметь, что Он есть этот Господин. Сказав: «молите Господина жатвы», без просьбы и без моления их, Сам немедленно рукополагает их в это звание и приводит им на память то, что говорил Иоанн о гумне, о лопате, о плевелах и о пшенице. Отсюда видно, что Он есть Делатель, Он есть Господин жатвы, Он есть Владыка пророков. Если Он послал жать, то конечно не чужое, но то, что Он сеял через пророков. И не тем только ободрил их, что назвал служение их жатвой; но особенно тем, что даровал им и силу к этому служению.

Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 32-я.

Свт. Иларий Пиктавийский

Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря

Никакой мучитель не истязал [тогда] народ, и он не был рассеян или взволнован каким-либо происшествием; почему же тогда Господь сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны? Господь сжалился над народом, истощенным под бременем закона и угнетаемым нападками нечистого духа, потому что до сих пор у них не было никакого пастыря, который вернул бы им попечение Святого Духа. Однако изобильнейший плод этого дара уже созрел, но он еще не был никем пожат. Ведь его изобилия хватает на все множество причастных ему. Ибо сколько бы людей ни стяжало его, он всегда изобильно и щедро изливается на всех. И поскольку полезно, чтобы было много тех, через кого подается дар Духа, Христос повелевает [Своим ученикам] просить Господина жатвы, чтобы Он отправил больше делателей для жатвы, то есть чтобы Бог предоставил множество жнецов для принятия того, что уготовал дар Святого Духа, ибо этот дар ниспосылается нам Богом только по молитве и усердной просьбе.

Комментарий на Евангелие от Матфея.

Прав. Иоанн Кронштадский

Ст. 36-38 Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою

Так и нам надобно иметь сострадание о своей пастве, если они изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Надо молиться Богу — Господину жатвы, чтобы Он выслал хороших жателей на жатву, если жатва представляется обильною, а жателей мало.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 36-38 Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою

Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам Своим

Смятение стада и овец, и толпы народа есть вина пастырей и порок учителей, а потому следуют слова:

Жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою

Многая жатва обозначает множество народов; немногие делатели - недостаток пастырей. И Он повелевает просить Господина жатвы, чтобы Тот послал делателей на жатву Свою. Это суть те делатели, о которых говорит Псалмопевец: Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои (Пс. 125:5-6). А говоря более ясно, многая жатва есть все множество верующих. А немногие делатели, это - и апостолы, и подражатели их, посылаемые на жатву.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря

Они не имели пастыря, так как начальники их не только не исправляли, но и вредили им. Дело же истинного пастыря - радеть о пастве.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Видев же народы, милосердова о них, яко бяху смятени и отвержены, яко овцы не имущыя пастыря

Смятени, т.е. не обращаются (на путь истины), так как не имеют никого, кто бы их обратил (на этот путь); отвержени, т.е. совершенно оставлены в пренебрежении, наподобие овец, не имеющих пастуха, из которых одни растерзаны, или заблудились где-либо, а другие отвергнуты, т.е. брошены, потому что некому заботиться о них. Иудейские начальники не только не обращали согрешающих и не заботились об отверженных, но и сами были хуже народа.

Толкование Евангелия от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря

Господь сравнивает народ Иудейский со стадом овец, блуждающих без пастыря. Пастырь блюдет своих овец – провожает и оберегает; без наблюдения пастыря они в разброде, подвержены опасности от хищных зверей, терпят и солнечный жар, и ночной холод, и потому изнурены. Таковым был во времена Иисуса Христа народ Еврейский: он не имел хороших пастырей – руководителей; а те, которых имел, были по большей части фарисеи; сии, будучи сами слепцами, держались многих предрассудков, не просвещали и народа истинным учением, и таким образом, не исправляли, а еще развращали его. Посему и смилосердова о нем (сжалился над ним) Иисус Христос.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря

Причиной жалости выставляется то, что люди были “утомлены” (изнурены) и рассеяны. Что означают эти понятия, определить нелегко, хотя сравнение и показывает, что люди походили на овец в пустыне, у которых нет пастуха. Эти овцы от голода худы телом и имеют страдальческий вид; у них нет единства, они не собраны в одно стадо, а блуждают, где придется, подвергаясь многочисленным опасностям. Такова картина, представившаяся взорам Христа во время Его путешествий.

Толковая Библия.

Троицкие листки

Ст. 36-38 Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою

Христос Спаситель наш не проходил мимо ни одного города, ни одного селения, и повсюду приносил с Собой два величайших блага: Евангелие Царствия или проповедь о спасении и исцеление от всяких болезней. Но и этого было мало для Его Божественного милосердия: видя толпы народа, – повествует святой Матфей, – Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны (оставлены в пренебрежении), как овцы, не имеющие пастыря, который бы заботился о них. Начальники их не только не исправляли их, но еще развращали своими мудрованиями. И вот Небесный Пастырь жалеет этих овец рассеянных; Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало. Велико число народа, который жаждет слышать проповедь о Царствии Божием, но мало приготовленных для него учителей. итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей, новых делателей, на жатву свою.

«О каких же делателях говорит здесь Господь? – вопрошает святитель Златоуст и отвечает; – О двенадцати учениках. Но, сказав, – «делателей мало», увеличил ли их число? Нет, но послал только двенадцать. Так для чего же сказал: «молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву свою?» Для того, чтобы впоследствии и эти двенадцать заменили многих, получив благодатные силы. Смотри, как Он далек от тщеславия: чтобы не водить всех за Собой, посылает учеников. Впрочем, не для того только посылает, но и для собственного их обучения, чтобы, получив образование в Палестине, как бы в некотором училище ратоборства, приготовили себя к подвигам в целом мире. Потому-то, как юных птенцов приучают к летанию, так и Он открывает им обширнейшее поприще для действий, чтобы потом они могли удобнее приступить к последующим подвигам; а сначала делает их только врачами телесными, дабы после вверить им важнейшее врачевание души. И смотри, как показывает легкость и необходимость этого дела! Ибо что говорит? «Жатвы много, а делателей мало». Я, – говорит, – посылаю вас не сеять, но жать. «Другие трудились, а вы вошли в труд их» (Ин. 4:38). Этими словами Он удерживает их от самомнения, возбуждает к бодрости и показывает, что предшествовавший труд сеяния был больше. Жатва есть окончание всего труда земледельца». Почему же Он говорит о жатве, когда дело еще в самом начале? Нечестие господствовало еще во всей вселенной, жертвенники курились, идолам поклонялись, Иисуса не почитали, и глубокая ночь покрывала все, – страсти владычествовали и все было потопляемо. Один только народ Иудейский, по-видимому благочестивый, имел пророков и малые семена Богопознания, но и те со временем были зарыты в земле, и учители этого народа не только не могли учить благочестию других, но и сами тогда подавали повод к соблазнам. Об этом говорит и пророк: «имя мое безславится» (Ис. 52:5). Почему же Христос упоминает о жатве и говорит: «жатвы много»? Потому, что Он намеревался послать учеников Своих по всей вселенной, а они, вероятно, страшились, смущались и, рассуждая сами с собой, говорили: «Возможно ли, чтобы мы, простые, неученые, бедные, неизвестные, отучили людей от старых обычаев, обратили их к новым понятиям? Когда мы исторгнем терния? Когда посеем семена? Когда возрастим посеянное? Кто нас не растерзает, кто нас не поразит?» И вот, чтобы они не смущались такими мыслями, Он назвал Евангелие жатвой, как бы так говоря: все устроено, все приготовлено; Я посылаю вас собирать готовые плоды; в один и тот же день вы можете и сеять, и жать; потому что как земледелец, выходя на жатву, радуется и не думает о трудах, но спешит как бы на готовое приобретение, так и вам должно идти на проповедь, потому что это дело есть жатва, доставляющая нам готовые плоды.

Послужите, говорит Он, Мне словом, и вы увидите зрелые плоды, собираемые в царские житницы. Поэтому и после, посылая их, говорил: «и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Сказав, «молите Господина жатвы», Сам без их просьбы и без моления немедленно рукополагает, поставляет их в это звание и приводит им на память то, что говорил Иоанн о гумне, о плевелах и о пшенице. «Словом «молите», – говорит один толковник, – Господь учит молиться Богу за заблуждающихся».

Троицкие листки. №801-1050.