Толкования на Мф. 10:10

Свт. Григорий Богослов

ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания

Если какой ученик посылается на благовествование, ему, как любомудренному и чуждому всякого излишества, должно не только не иметь при себе меди, жезла и более одной ризы, но и быть не обутым, чтобы видны были «прекрасны ноги благовествующих мир» (Ис.52:7) и все прочие блага. Но кто бежит от Египта и от всего египетского, тот должен быть в сапогах, для безопасности как от чего другого, так от скорпионов и змей, которых в Египте множество, чтобы не потерпеть вреда от блюдущих пяту, на которых повелено нам наступать (Лк.10:19).

Слова. Слово 45.

Свт. Иоанн Златоуст

ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания

В предупреждение вопроса: откуда же будем получать необходимое пропитание? – не говорит им: вы слышали, что Я говорил вам прежде: «взгляните на птиц небесных» (Матф. 6:26), – каковой заповеди они еще не в состоянии были выполнить, – но выразился легче, сказав: «ибо трудящийся достоин пропитания», желая показать этими словами, что им должно получать себе пропитание от учеников, чтобы они не гордились перед учениками своими тем, что, доставляя им все, сами ничем от них не заимствуются, а ученики, в свою очередь, будучи презираемы ими, не отделились от них.

Далее, чтобы ученики не сказали: итак, велишь жить милостыней? и не вменили бы того себе в стыд, – Христос, называя их делателями, а даваемое им – мздой, показывает, что это так должно и быть. Хотя дело ваше, говорит Он, состоит только в учении, но не думайте, чтобы оказываемое вами благодеяние было маловажно; ваше занятие сопряжено с великими трудами, и что дают вам поучаемые, дают не даром, но в вознаграждение: «ибо трудящийся достоин пропитания». Это Он сказал не потому, чтобы труды апостолов того только и стоили, – совсем нет! Здесь Он давал только ученикам правило не требовать большего, а доставляющих им нужное вразумлял, что они делают это не по щедрости, но по долгу.

См. также Толкование на Мф. 10:9

Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 32-я.

Свт. Иларий Пиктавийский

ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания

См. Толкование на Мф. 10:9

Прп. Варсонофий Великий

Господь повелел заботиться лишь об одной ризе, то есть об одеянии добродетелей, которого да сподобит всех нас Бог во веки, аминь.

Руководство к духовной жизни. Вопрос 239.

Прав. Иоанн Кронштадтский

ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания

Эти слова Спаса Христа обличают тебя: ты совершенно не исполняешь их. Ты пальцем не коснулся их, как говорится, чтоб приложить их к делу. У тебя есть и сребро и медь при поясе, и притом в изобилии, и пира, и несколько пар риз и сапогов, – мало того: ты еще сребролюбствуешь и скупишься, не от души гостеприимен и общителен ради жаления тленной яди. Друже! Ведь достоин есть делатель мзды своея. Разве ты не уверен, что доколе ты [являешься] священником, делателем духовным, до тех пор непременно необходимо будет и мзда тебе, по устроению Владыки, Который никогда, никогда не забудет рабов Своих земными дарами. Друг мой! Твой долг и твоя первая добродетель должны быть нестяжательность и гостеприимство и готовность к услугам всех. Не стяжитеА кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою (Мф. 20, 26). Служитель Иисуса Христа! Исполни заповедь твоего Спасителя: ты проповедуешь другим учение и заповеди Спасителя – как же они будут исполнять, когда в тебе первом будут видеть несостоятельность в исполнении? Они будут указывать на тебя и говорить: он глаголет и не творит.

Дневник. Том IV. 1860-1861.

Блж. Иероним Стридонский

ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания

См. Толкование на Мф. 10:9

Блаж. Феофилакт Болгарский

ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания

См. Толкование на Мф. 10:9

Евфимий Зигабен

ни пиры в путь, ни двою ризу, ни сапог, ни жезла: достоин бо есть делатель мзды своея

Ни пиры в путь, ни двою ризу, ни сапог, ни жезла

Так как они возвещали Царство Небесное, то и должно было им, как бы Ангелам, снисшедшим с неба, идти легкими и беспрепятственными, свободными от всякой земной заботы и внимательными к одному только врученному им служению. «Пирой» называет суму, которой пользовались во время пути для хранения хлеба. Нужно также исследовать, почему Матфей и Лука (9, 3) говорят, что Христос повелел Апостолам не иметь ни обуви, ни посоха, а Марк (6, 8-9) говорит, что Он позволил им только эти одни вещи. Что должно сказать на это? Что сначала Он повелел так, как сказали Матфей и Лука, а после позволил им только надеть сандалии и взять посох для охранения ног и для поддержания тела, снисходя к слабости их, ради трудности путешествия, как написал Марк. Вместо «не стяжите», (Лк. 9, 3) сказал: «не возмите». А чтобы не сказали: откуда же мы будем питаться, если ничего не возьмем, говорит:

достоин бо есть делатель мзды своея

Нет нужды, – говорит, – вам в дорожных запасах, так как вы заслуживаете пропитания от тех, которым вы помогаете, для которых трудитесь и работаете. И это не есть дар, но награда за ваши труды, и это необходимо, как должное.

Толкование Евангелия от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания

См. Толкование на Мф. 10:9

Лопухин А.П.

ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания

См. Толкование на Мф. 10:9

Троицкие листки

ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания

См. Толкование на Мф. 10:9