Толкования на Мф. 10:40

Свт. Иоанн Златоуст

Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня

Итак, достаточно было и этого для убеждения людей принимать тех, которые послужат к их спасению. В самом деле, кто бы не принял со всем усердием мужей столь доблестных и неустрашимых, которые как львы обтекали вселенную, и небрегли о всем, только бы спаслись другие?

И однако, Господь предлагает и другую награду, показывая, что Он в этом случае более печется о принимающих, нежели о принимаемых. Хотя Он и отдает последним первую честь, говоря: Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня, – что может сравниться с честью принять Отца и Сына?

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Иларий Пиктавийский

Ст. 40-41 Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника

Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка (Мф. 10:41). Кто принимает пророка, принимает обитающего в пророке и становится достойным награды пророка, принимая пророка во имя пророка. Также равная награда воздается за принятие праведника, и [таковой] становится праведником в награду за праведность. Таким образом, праведность достигается верой и исполнение долга доставляет награду, поскольку Бог дарует множество возможностей для достижения вечности, когда, принимая праведника и пророка, сам [принимающий] пользуется уважением и принимает почести праведника и пророка.

Комментарий на Евангелие от Матфея.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня

Если вы принимаете нас, то это все равно, что принимаете Господа нашего, а принимая Господа, вы принимаете Отца Его. Но беда, если не принимаете. Каково не принимать своего Творца и Искупителя!

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Иероним Стридонский

Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня

Удивительное распоряжение! Он посылает на проповедь, учить, что не надо бояться опасностей, и душевные движения подчиняет вере (religion!). Он отверг золото и изгнал медь из поясов. Но тогда откуда получать пропитание? Откуда взять необходимые средства к жизни? И вот Он строгость заповедей смягчает надеждой на обетования, говоря: Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня, так что пусть каждый из верующих знает, что в лице принятых апостолов он принял Христа.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 40-41 Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает пославшего Меня. Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника

Побуждает нас, чтобы мы принимали тех, которые со Христом, ибо кто чтит учеников Его, тот чтит Его, а чрез Него и Отца. Должно принимать праведников и пророков во имя праведника и пророка, то есть потому что они праведники и пророки, а не из-за какого-либо предстательства или заступления у царей. Но если кто-либо носит только вид пророка, на деле же оказывается не таковым, ты и его прими, как пророка, и Бог воздаст тебе так же, как будто ты действительно принял праведника. Ибо это означают слова «приимет награду праведника». Можешь понимать их и иначе: праведным будет признан и тот, кто примет праведника; и он получит ту же награду, что и праведники.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Иже вас приемлет, Мене приемлет: и иже приемлет Мене, приемлет Пославшаго Мя

Сказал это, открывая ученикам дома верующих. Кто с радостью не примет их, имея чрез них принять Сына, а чрез Сына – Отца?

Толкование Евангелия от Матфея.

Еп. Михаил (Лузин)

Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня

Общий смысл этих заключительных стихов: при всех таковых бедствиях и гонениях между верующими должна быть взаимная искренняя поддержка, за что получат в Царствии Христовом награду все те, кто окажет такую поддержку и помощь. «Сказал Господь сие (слова: 40-42), отверзая ученикам жилища верующих» (Евф. Зиг.).

Толковое Евангелие.

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 40-41 Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника

Здесь Господь говорит, какая великая награда тем, которые будут принимать апостолов и вообще будут поддерживать друг друга во время гонений и разных бедствий, – так как они будут делать великое дело. Кто принимает вас, – чтит вас, говорит Господь апостолам и вообще всем своим слушателям и ученикам, тот принимает, чтит Меня Самого, а принимающий, чтущий Меня, принимает, чтит пославшего Меня, т. е. Бога Отца. Приемляй (принимающий) пророка во имя пророче (пророка), мзду пророчу примет (получит награду пророка). Приемляй праведника во имя праведника и проч. Принимать пророка во имя пророка значит принимать пророка ради того, что он пророк, т. е. ради его святого, божественного служения, ради той божественной истины, которую он изрекает по божественному вдохновению; принимать праведника во имя праведника значит принимать праведника ради того, что он праведник, т. е. ради той праведности, какую праведник имеет и обнаруживает в своей жизни. Принимающий пророка, праведника получит награду (мзду) пророка, праведника, т. е. получит награду, «или какую достоин получить принявший пророка или праведника, или какую получит сам пророк или праведник» (Златоуст). Следовательно, кто принимает пророка и праведника не ради того, что он пророк и праведник, а по каким-нибудь другим побуждениям, например, по мирскому гостеприимству или по другим каким светским расчетам; тот не получит награды пророка и праведника. К пророкам и праведникам принадлежат и апостолы, потому что они были и пророками, и праведниками, – пророками, потому что изрекали и изъясняли откровение Христово, праведниками, потому что жили праведно, по закону Христову.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня

Мысль, выраженная в этом стихе, указывает на божественное самосознание Христа, потому что под “Пославшим” нельзя понимать никого, кроме Бога. Она повторяется в различных вариантах у Матфея и в других Евангелиях (Мф. 18:5; Мк. 9:37; Лк. 9:48; 10:16; Ин. 13:20).

Толковая Библия.

Троицкие листки

Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня

См. Толкование на Мф. 10:37