Толкования на Мф. 11:15

Свт. Иоанн Златоуст

Кто имеет уши слышать, да слышит

Впрочем, и на этом Спаситель не остановился, но желая показать, что нужно быть внимательными к словам: Он есть Илия, которому должно придти (Мф. 11:14), – присовокупил: Кто имеет уши слышать, да слышит.

Столь много трудных для уразумения мыслей предложил Он для того, чтобы возбудить в иудеях желание предлагать свои вопросы. Если же и это не пробудило их от усыпления, то тем более не могли бы пробудить ясные и удобопонятные слова Спасителя. Никто, ведь, не может сказать того, что они не смели спрашивать Его и боялись приступить к Нему. Если они искушали Его, спрашивая о делах маловажных, и несмотря на то, что Спаситель тысячекратно заграждал им уста, не отставали от Него, то почему бы не могли спросить о делах нужных, если бы желали узнать о них.

Если спрашивали о делах касающихся закона, какая, например, первая заповедь, и тому подобном, хотя не было никакой и нужды спрашивать о таких вещах, то как бы не потребовали объяснения на слова Его, когда Он должен был отвечать на их вопросы, а особенно, когда сам располагал и побуждал их к тому? В самом деле, словами: употребляющие усилие восхищают его (см. Мф. 11:12), Спаситель возбуждает в них желание предлагать Ему вопросы. И словами: Кто имеет уши слышать, да слышит, делает то же самое.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Блж. Иероним Стридонский

Кто имеет уши слышать, да слышит

См. Толкование на Мф. 11:14

Блж. Феофилакт Болгарский

Кто имеет уши слышать, да слышит

Возбуждает этим их к тому, чтобы они спросили Его и узнали.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Имеяй уши слышати да слышит

Уши разумеет здесь умственные, потому что чувственные уши имели все слушатели. Он говорит: кто имеет умственные уши, чтобы понимать, пусть понимает сказанное, т.е. что Иоанн есть Илия. Это было – загадочно: доказывая, что Иоанн есть Илия, вместе с тем доказывал, что пришел Христос. Говоря: имеяй уши слышати да слышит, Он возбуждал их к расспрашиванию о том, что казалось загадочным.

Толкование Евангелия от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

Кто имеет уши слышать, да слышит

Господь нередко говорил эти слова, производя учение народа. Слова эти были народной пословицей и часто употреблялись народными учителями, или раввинами, для того, чтобы возбудить особенное внимание слушателей к тому учению, которое высказывалось ими прежде или после сих слов. Так как Иисус Христос придавал особенно значение Своей речи об Иоанне, то и заключил ее такими словами, которые призывали к особенной внимательности. Евангелист Лука, передав речь Господь об Иоанне и о Себе Самом, прибавляет: весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым, а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, т. е. о своем спасении, не крестившись от него (7, 29-30). Не этих ли фарисеев и законников представляют собою разные наши современные лжеучители, которые даже отвергают не только прочие таинства, но и самое крещение, как бы не необходимое для спасения?.. Вот до чего доводит их суемудрие!

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

Кто имеет уши слышать, да слышит

Думают, что слова “кто имеет уши (множ.), пусть слышит” были пословицей. В этих словах слушатели должны были разуметь то, что Христос назвал Иоанна Илией не лично, а по духу. Но Альфорд подразумевает здесь еще более глубокий смысл: “если Иоанн Креститель есть Илия, а Илия — предшественник приходящего Господа, то будьте убеждены, что Господь уже пришел”.

Толковая Библия.

Троицкие листки

Кто имеет уши слышать, да слышит

См. Толкование на Мф. 11:2